Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методические указания по подготовке и защите магистерской дисертации (110,00 руб.)

0   0
АвторыЗинюков Юрий Михайлович, Пасмарнова Светлана Павловна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц55
ID635532
АннотацияМетодические указания подготовлены на кафедре гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендованы магистрантам геологического факультета, обучающимся по программе «Инженерная геология».
Методические указания по подготовке и защите магистерской дисертации / Ю.М. Зинюков, С.П. Пасмарнова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 55 с. — 55 с. — URL: https://rucont.ru/efd/635532 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Составители: Ю.М. Зинюков С.П. <...> Пасмарнова Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждены научно-методическим советом геологического факультета 13 января 2016 г., протокол № 3 Научный редактор – зав. кафедрой гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии, д-р геол.-мин. наук, профессор Воронежского государственного университета В.Л. Бочаров Рецензент – д-р геол.-мин. наук, профессор А.И. Трегуб Методические указания подготовлены на кафедре гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии Воронежского государственного университета Рекомендованы магистрантам геологического факультета, обучающимся по программе «Инженерная геология». <...> Образец титульного листа выпускной квалификационной работы (ВКР) . <...> Форма задания на выполнение выпускной квалификационной работы . <...> Научно-исследовательская часть магистерской программы включает научно-исследовательскую работу в учебных семестрах, научноисследовательскую и научно-педагогическую практики и подготовку выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации. <...> Конечная совокупность результатов работы автора должна свидетельствовать о наличии первоначальных навыков научных исследований в области профессиональной деятельности (направление «геология» профиль «инженерная геология»). <...> Общие требования к магистерской диссертации Магистерская диссертация – это квалификационная работа, в которой на основании авторских разработок или авторского обобщения научнопрактической информации должны быть решены задачи, имеющие важное значение для той области знаний, которой посвящена тема работы. <...> Магистерская диссертация дает возможность магистрантам применить на прак4 тике полученные ими знания и навыки <...>
Методические_указания_по_подготовке_и_защите_магистерской_дисертации_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Составители: Ю.М. Зинюков С.П. Пасмарнова Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
Содержание Введение .............................................................................................................. 4 1. Общие требования к магистерской диссертации ........................................ 4 2. Выбор и порядок утверждения темы диссертации ..................................... 6 3. Подготовка и выполнение магистерской диссертации .............................. 7 3.1. Основные этапы проведения диссертационного исследования ........... 7 3.2. Рекомендации по подготовке магистерской диссертации .................. 10 4. Оформление диссертации .......................................................................... 19 4.1. Общие требования ................................................................................. 20 4.2. Иллюстрации .......................................................................................... 21 4.3. Таблицы ................................................................................................... 22 4.4. Примечания ............................................................................................ 24 4.5. Формулы и уравнения ........................................................................... 24 4.6. Ссылки ..................................................................................................... 25 4.7. Список использованных источников ................................................... 25 4.8. Приложения ............................................................................................ 25 4.9. Графические приложения ..................................................................... 26 5. Защита диссертации ...................................................................................... 26 Литература ........................................................................................................ 30 Приложения ....................................................................................................... 31 1. Индивидуальный план научно-исследовательской работы ..................... 31 2. Образец титульного листа выпускной квалификационной работы (ВКР) ..................................................................................................... 35 3. Форма задания на выполнение выпускной квалификационной работы ............................................................................................................ 36 4. Форма отзыва на выпускную квалификационную работу ...................... 37 5. Последний лист ВКР (нормоконтроль) ..................................................... 40 6. Форма рецензии на ВКР .............................................................................. 41 7. Примеры библиографического описания .................................................. 44 8. Пример содержания (фрагмент) ................................................................. 50 9. Автоматическое оглавление ....................................................................... 51 10. Презентация работы ................................................................................. 53 3
Стр.3
выполняемого в соответствии с требованиями ЕСКД, ЕСТД и других стандартов; – объем магистерской диссертации (пояснительной записки) в общем случае должен быть примерно равным объему пояснительной записки к дипломному проекту (работе) по родственной специальности, что в среднем составляет 70–100 страниц машинописного текста через 1,5 интервала (без учета иллюстраций и приложений); – рукопись (пояснительная записка или диссертация) должна содержать титульный лист, задание на выполнение работы (магистерской диссертации), аннотацию, содержание, введение, разделы основной части, заключение и библиографический список использованных источников; часть материалов (вспомогательного и дополнительного характера) может быть помещена в приложении к рукописи; – объем иллюстрационного графического материала составляет 5–7 листов формата А1–А3 (как альтернатива – возможно использование компьютерной презентации совместно с раздаточным материалом). 2. Выбор и порядок утверждения темы диссертации Тема диссертации определяется выпускающей кафедрой в соответствии со спецификой направления магистерской подготовки. На выбор темы влияют следующие факторы: – наличие научных школ ведущих специалистов выпускающей кафедры; – наличие договорной и бюджетной тематик по проведению НИР, а также грантов, полученных специалистами кафедры; – наличие материалов, полученных в ходе прохождения учебных научно-исследовательских практик; – научный интерес магистранта, тематика выполненной им выпускной квалификационной работы в бакалавриате, наличие у него публикаций и т.п. Магистранту предоставляется право выбора темы работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тема диссертации предварительно формулируется в начале обучения в магистратуре, и утверждается приказом ректора до начала отведенного на подготовку этой работы периода времени (четвертого семестра). Для магистрантов составляется индивидуальный план научноисследовательской работы (приложение 1). 6
Стр.6
3. Подготовка и выполнение магистерской диссертации Подготовка к выполнению диссертации и создание ее содержания проводятся планомерно в течение всех семестров обучения и практик. При составлении плана диссертационного исследования перед началом научно-исследовательской работы намечаются форма и общее содержание выпускной квалификационной работы, характер и объем иллюстрационного материала. Позиции плана в дальнейшем корректируются, уточняются и конкретизируются, воплощаясь в черновом варианте диссертации. Работа по оптимизации формы диссертации ведется на каждой стадии исследования. Подготовительной работой к выполнению магистерской диссертации является научно-исследовательская работа (НИР). Задачами НИР в семестрах являются: – расширение научно-технического кругозора магистранта за счет участия в информационно-аналитическом процессе и самостоятельного изучения научной литературы и патентов, отражающих последние достижения в области исследования; – проведение научных исследований, выполнение технических разработок, оформление их результатов; – закрепление полученных теоретических знаний при решении конкретных научных и технических задач; – участие в разработке программных и технических средств, а также методических указаний по предметам кафедры; – работа над содержанием магистерской диссертации и подбор материалов, необходимых для ее оформления. При выполнении НИР магистранты приобретают навыки: – самостоятельного планирования научных исследований; – составления технического задания по тематике исследований; – проведения теоретических исследований, планирования и проведения экспериментальных исследований; – обработки экспериментальных данных и представления результатов исследования на всех этапах его проведения. 3.1. Основные этапы проведения диссертационного исследования Процесс научного исследования, по результатам которого производится оформление магистерской диссертации, можно представить в следующем виде: 1) обоснование актуальности выбранной темы; 2) изучение опубликованной, нормативной и фондовой литературы по заданной теме; 7
Стр.7
3) определение объекта и предмета исследования; 4) постановка цели и конкретных задач исследования; 5) описание методики и процесса исследования; 6) обсуждение результатов исследования; 7) формулировка выводов и оценка полученных результатов. Обоснование актуальности выбранной темы – процедура определения степени ее важности в современный период и в конкретной ситуации для решения конкретной проблемы (задачи, вопроса). Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап исследования. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старыx или традиционных способов объяснения известных или новых фактов. Такого рода трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своевременного разрешения. Правильная постановка и ясная формулировка проблемных моментов имеют ключевое значение в научном исследовании. Они, если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Поскольку магистерская диссертация является квалификационной работой, то понятие «актуальность» темы, при правильном понимании данного положения магистрантом, в том числе – с точки зрения своевременности и ее социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Изучение опубликованной, нормативной и фондовой литературы по заданной теме. Научная работа, которая является основой магистерской диссертации, – не только получение новой информации из результатов наблюдения и опыта. Научная работа сама базируется на огромном массиве информации, полученной ранее. Умение извлечь из этого материала нужные сведения, быстро сориентироваться в них и рационально ими распорядиться, чтобы не повторять уже проделанную кем-то работу, характеризует работу исследователя в правильном направлении. Знакомство с полученной ранее информацией может идти разными путями. Участие в конференциях и симпозиумах, посещение специализированных выставок, ознакомление с информацией различных СМИ – каждый из этих источников информации важен и нужен. Однако ценнее 8
Стр.8
всего знакомство со специальной литературой. Согласно оценкам магистрант должен тратить до 25 % учебного времени на работу с научнотехнической литературой. После систематизации сведений, заимствованных из различных источников информации, выделения разделов, посвященных одному из направлений исследования, составляют текст обзора. В обзоре должны рассматриваться конкретные данные, содержащиеся в работе или группе работ, на которые делается ссылка (методика, результаты, выводы). Простое упоминание статей, относящихся к теме, без краткого описания и анализа не принесет пользы в обретении опыта. Если в обзоре делается ссылка на монографию, которая, как правило, содержит сведения по целому комплексу исследований, то необходимо указать, какое конкретное исследование из рассмотренных в этой монографии имеет в виду автор обзора, и сделать его описание и анализ. В обзоре рассматриваются публикации-первоисточники, т.е. работы, написанные самими исполнителями. Ссылаться на публикации, в которых дается описание рассматриваемой работы, сделанное не ее исполнителем, а другим лицом (например, на описания работы в учебниках, обзорах, авторы которых не были ее исполнителями), не допускается. В заключении к каждому разделу обзора выделяются наиболее обоснованные в опубликованных источниках данные и методы исследования, с помощью которых они были достигнуты. Называются неизученные или малоизученные вопросы, поставленные, но не решенные задачи. Здесь же освещаются выявленные в рассмотренных работах спорные положения. После написания всех разделов обзора составляют заключение по обзору литературы в целом по той же схеме, что и заключения по разделам, включающее основные положения из заключений по разделам. Далее определяются и формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – это информация об объекте исследования. От доказательства актуальности выбранной темы, обзора литературных источников и определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Формулированию цели исследования должно быть уделено самое серьезное внимание вследствие того, что это влияет на все остальные аспекты диссертации, в частности, на выбор метода исследования, формирование модели и т.п. Формулировки задач обычно делаются в форме перечисления (изучить..., оценить..., установить..., проанализировать..., и т.п.). Эти формулировки необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание 9
Стр.9
их решения должно составить содержание разделов диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов синтезируются именно из формулировок задач намечаемого исследования. Описание методики и процесса исследования – основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием существующих нормативных документов, регламентирующих проведение инженерно-геологических работ. Обсуждение результатов исследования имеет целью дать коллективный отзыв и предварительную оценку их теоретической и практической ценности и может проводиться на научных семинарах или заседаниях кафедры. Диссертационная работа заканчивается заключением, которое содержит то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного диссертационного исследования и выполненной магистерской диссертации. Как и всякое заключение, эта часть диссертации играет итоговую роль, обусловленную логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Итоговый синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных результатов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. В заключительной части обозначаются задачи и направления дальнейших исследований. 3.2. Рекомендации по подготовке магистерской диссертации Язык и стиль диссертации Поскольку диссертация – это, прежде всего квалификационная работа, ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Материал разделов диссертации следует излагать сжато и в строгой последовательности. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерным является смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, вследствие этого, кроме того), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к ..., необходимо остановиться 10
Стр.10