ISBN 978-5-7410-1653-4 В учебном пособии рассмотрены теоретические основы, сущность, формы, признаки научных исследований. <...> Сущность научных исследований и основные формы научных исследований…………………… 8 1.2 Основные системные признаки научного исследования………………. <...> 46 3.1 Организация научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ……………………………………………………………………………… 46 3.2 Порядок выполнения научно–исследовательских и опытно– конструкторских работ……………. <...> 64 4.4 Стоимость и продолжительность разработки воздушного судна……… 75 5 Стандартный метод определения эксплуатационных расходов на самолето-час для экономической оценки воздушных судов………………… 84 3 5.1 Общие положения………………………………………………………… 84 5.2 Амортизация самолето–двигательного парка…………………………. <...> 112 5.8 Оценочные критерии совершенства военных воздушных судов……… 115 5.9 Основные новшества и усовершенствования в конструкции перспективных истребителей…………………………………………………. <...> 122 6.2 Оценка научно–технической результативности научно– исследовательских и опытно–конструкторских работ………………………. <...> Среди гражданских авиастроительных компаний наибольшие расходы на научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы (НИОКР) выделяют Boeing и Airbus. <...> Эти показатели интеллектуальной стоимости продукта вытекают из следующих особенностей создания авиационной техники: - большая длительность (от 7 до 12 лет) разработки и реализации проектов, аэродинамические исследования летательных аппаратов (ЛА), проведение сотен тысяч циклов усталостных и прочностных испытаний для обеспечения высокой надежности и безопасности ВС в эксплуатации. <...> Относительное знание — знания, которое, будучи адекватным отображением реальности, выделяется конкретной неполнотой совпадения вида с объектом. <...> Научный результат — новое понимание, добытое в процессе базовых или опытных научных исследований и зафиксированное <...>
Оценка_стоимости_научно-исследовательских_работ_в_авиастроении.pdf
УДК 378.147:62.7(075.8)
ББК 74.58я73+39.5я73
П76
Рецензент — заместитель генерального директора АО «ВПК «НПО
машиностроения», начальник и главный конструктор филиала АО «ВПК
«НПО машиностроения» – КБ «Орион», А.Д. Горбачев
П76
Оценка стоимости научно-исследовательских работ в
авиастроении: учебное пособие / А.Д. Припадчев, А.А.Горбунов;
Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ОГУ, 2016. – 130 с.
ISBN 978-5-7410-1653-4
В учебном пособии рассмотрены теоретические основы, сущность,
формы, признаки научных исследований. Организация и выполнение
НИОКР и процедура оценки НИОКР-проекта.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по
программе высшего образования по направлению подготовки 24.04.04
Авиастроение
УДК 378.147:62.7(075.8)
ББК 74.58я73+39.5я73
ISBN 978-5-7410-1653-4
© Припадчев А.Д.,
Горбунов А.А., 2016
2
Стр.2
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 5
1 Понятие и особенности научно-исследовательской деятельности………... 8
1.1 Наука. Основные признаки и понятия науки. Сущность научных
исследований и основные формы научных исследований…………………… 8
1.2 Основные системные признаки научного исследования………………. 16
2 Виды и этапы научно-исследовательской работы ………………………..... 22
2.1 Виды научно-исследовательской работы ……………………………….. 22
2.2 Этапы научно-исследовательской работы ……………………………… 30
3 Организация и выполнение научно–исследовательских и опытно–
конструкторских работ…………………………………………………………. 46
3.1 Организация научно–исследовательских и опытно–конструкторских
работ……………………………………………………………………………… 46
3.2 Порядок выполнения научно–исследовательских и опытно–
конструкторских работ…………….…………………………………………… 49
3.3 Место информации в научно–исследовательских и опытно–
конструкторских работах………………………………………………………. 50
3.4 Процедура оценки
научно–исследовательских и опытно–
конструкторских работ — проекта……………………………………............. 53
4 Специфичность задач, стоящих перед разработчиками авиационной
техники………………………………………………………………………....... 59
4.1 Повышение эффективности авиационной техники за счет внедрения
конструктивных и технологических усовершенствований…………………... 59
4.2 Повышение эффективности авиационной техники за счет внедрения
новых материалов……………………………………………………………….. 61
4.3 Общие требования по технологичности к проектируемым
конструкциям……………………………………………………………………. 64
4.4 Стоимость и продолжительность разработки воздушного судна……… 75
5 Стандартный метод определения эксплуатационных расходов на
самолето-час для экономической оценки воздушных судов………………… 84
3
Стр.3
5.1 Общие положения………………………………………………………… 84
5.2 Амортизация самолето–двигательного парка…………………………... 85
5.3 Техобслуживание самолето–двигательного парка……………………… 94
5.4 Расходы на авиатопливо………………………………………………….. 97
5.5 Наземные расходы………………………………………………………… 98
5.6 Стоимость воздушных судов и авиадвигателей………………………… 101
5.6.1 Стоимость воздушных судов…………………………………………… 101
5.6.2 Стоимость авиадвигателей…………………………………………....... 104
5.7 Оценка эффективности спроектированного воздушного судна……….. 106
5.7.1 Аэродинамическая оценка спроектированного воздушного судна….. 106
5.7.2 Оценка компоновки и центровки воздушного судна…………………. 106
5.7.3 Оценка силовой схемы………………………………………………….. 107
5.7.4 Оценка производственной эффективности……………....................... 108
5.7.5 Оценка эксплуатационной технологичности, эффективности,
живучести и надежности воздушного судна…………………………….......... 109
5.7.6 Оценка транспортной эффективности…………………………………. 110
5.7.7 Оценка целевой эффективности………………………………………... 110
5.7.8 Оценка фондоемкости………………………...................................................
111
5.7.9 Оценка экономической эффективности……………………………….. 112
5.8 Оценочные критерии совершенства военных воздушных судов……… 115
5.9 Основные новшества и усовершенствования в конструкции
перспективных истребителей…………………………………………………... 119
6 Оценка эффективности научно–исследовательских и опытно–
конструкторских работ…………………………………………………………. 122
6.1 Финансовые критерии оценки проекта………………………………..... 122
6.2 Оценка научно–технической результативности научно–
исследовательских и опытно–конструкторских работ……………………….. 125
Список использованных источников…………………………………………... 129
4
Стр.4