В. К. Кюхельбекер
Путешествие
---------------------------------------------------------------------------В.
К. Кюхельбекер. Путешествие. Дневник. Статьи
Издание подготовили Н. В. Королева, В. Д. Рак
Л., "Наука", 1979
Серия "Литературные памятники"
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------ОТ
РЕДАКЦИИ
Широко отмечавшееся 150-летие со дня восстания 14 декабря 1825 года
ознаменовалось выходом в свет целого ряда сборников, антологий, монографий,
мгновенно раскупленных, что показывает, насколько остро и живо интересуется
современный читатель наследием декабристов и трудами о них. В этом влечении
отражается и заметная тяга к отечественной истории, к документам и мемуарам,
и более пристальное внимание именно к "золотому веку" русской культуры - к
пушкинской эпохе, и - что особенно важно - растущий с каждым годом этический
пафос нашей жизни, заставляющий в созидании нравственных идеалов опираться и
на прошлое, на выдающиеся образцы рыцарственного характера и поведения.
Многие и многие декабристы отличались
образованностью, разносторонними творческими талантами,
энциклопедической
мужеством и
честностью, но даже на фоне блестящих своих соратников Вильгельм Карлович
Кюхельбекер невольно выделяется: по разносторонности интересов и творческих
способностей он находится в числе первых, по нравственным качествам - в
числе самых-самых первых, а по знаниям, наверное, вообще ему не было равных.
Между тем нужно честно признаться: широкие круги наших читателей мало и
плохо знают Кюхельбекера, отдавая предпочтение роману о нем Ю. Тынянова
("Кюхля"). Причина, видимо, в том, что Кюхельбекер - не универсальный
писатель, для всех и вся, и его произведения, как правило, - не для
завлекательного чтения, им с этой точки зрения трудно соперничать с
повестями А. Бестужева-Марлинского или с
"Записками"
княгини Марии
Волконской.
Чтение и изучение трудов Кюхельбекера требует определенной подготовки
(общеобразовательной, литературной, исторической),
требует вдумчивого,
неторопливого подхода. Зато читателя ожидают часы высокого умственного,
эстетического, этического удовлетворения: он будет поражаться глубоким и
часто неожиданным мыслям, сопоставлениям, оценкам, метким художественным
зарисовкам, трагичным или трогательно-наивным откровениям. Сила впечатления
от творческого наследия Кюхельбекера многократно еще усиливается, когда мы
узнаём, что значительная его часть создавалась в невыносимых условиях
тюремных казематов или нищенского существования сибирского ссыльного. В этом
отношении дневник, художественные произведения, статьи Кюхельбекера после
Декабря - настоящий человеческий подвиг, по величию и стойкости нисколько не
уступающий, а скорее даже превосходящий мгновенные героические поступки:
сохранить и упрочить творческие интересы, нравственный уровень личности в
течение долгих месяцев и лет в обстановке, совершенно противопоказанной и
творчеству, и нравственности, - это та страшная жизненная проверка, то
неопровержимое доказательство силы, масштабности, чистоты духовных и
душевных основ Кюхельбекера и подобных ему декабристов, тех качеств, которые
окружают их владельцев возвышенным и светлым ореолом, делают для потомков
образцами для подражания.
Тюремное и сибирское наследие Кюхельбекера имеет и другой, воистину
трагический смысл. Особенно это заметно по дневнику. Многолетнее отсутствие
среды единомышленников, духовное одиночество, редкие старые книги и журналы,
болезни и материальные заботы - все это не могло не отразиться пагубно на
творчестве. Лишение культурной среды и культурной пищи медленно и настойчиво
иссушало мозг, притупляло чувства, приводило к духовной дистрофии, к
психическим странностям, к отставанию от века, от развития страны и мира.
Поэтому на примере Кюхельбекера можно не только восхищаться силой и
стойкостью, но и негодовать на ту жестокую бесчеловечную махину,
называвшуюся самодержавным строем, которая и по самой-то сути была антиподом
культуры, творчества, интеллигентности, да еще сознательно безжалостно
Стр.1