ГРИБОЕДОВА-ДРАМАТУРГА В соответствии с иерархией литературных жанров, установленной эстетикой классицизма, комедия считалась низким жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. <...> ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». <...> Из письма А. С. Пушкина к П. А. Вяземскому, 4 ноября 1823 года Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, — настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» — скукой. <...> Роман написан в форме беседы автора с читателем, отсюда создается впечатление, что он будто бы пишется на глазах читателя, делая последнего непосредственным участником всех событий. <...> Описывая характер главного героя, Пушкин отмечает, что Онегин был педантом, а в то время этим словом обозначали слишком скучных или заумных людей, что много говорит о глубине и развитии героя. <...> Татьяна читает французские романы, но больше ей интересны сказки няни; она засыпает с книгой под подушкой, но ей снится сон, наполненный образами из русского фольклора. <...> Лекция № 5 ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АВТОРОМ И ЛЕНСКИМ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Владимир Ленский — романтический герой, со всеми присущими этому типу чертами. <...> ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА В 1830 году Пушкин назвал себя «поэтом действительности». <...> Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина После восстания декабристов Пушкин оказался в одиночестве: нет друзей, читателей, а журналы, где печатался поэт, перестали издаваться. <...> Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 23 В стихотворении «Пророк» отразилось превращение поэта-романтика в поэта-реалиста, происходит соединение автобиографического (частного) и общего. <...> Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина мены метафорично изображены в виде стихии. <...> В 1814 году Пушкин написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…»), которое 8 (20) января 1815 года <...>
Русская_литература._Курс_лекций._Учебное_пособие.pdf
ББК 83.3(2=Рус)6я73УДК 891.712.09
С20
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
С20
Сарычева А. М.
Русская литература. Курс лекций : учебное пособие. — Москва :
Проспект, 2016. — 192 с.
ISBN 978-5-392-19529-9
В учебном пособии в форме лекций раскрываются основные программные вопросы
учебной дисциплины «Русская литература». Незаменимо при подготовке
к экзаменам, зачетам, семинарам.
Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся
русской литературой.
УДК 891.712.09
ББК 83.3(2=Рус)6я73
Учебное издание
Сарычева Анастасия Максимовна
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Курс лекций
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 14.08.2015. Формат 70×100 1
Печать офсетная. Печ. л. 6,0. Тираж 100 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
/32
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
© Сарычева А. М., 2015
ISBN 978-5-392-19529-9
© Колотилова Е. А., дизайн обложки, 2014
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лекция № 1. Новаторство А. С. Грибоедова-драматурга ...................... 3
Лекция № 2. «Евгений Онегин» как роман в стихах.
Особенности жанра и композиции .................................. 6
Лекция № 3. Автор и его герой в «Евгении Онегине» ........................... 9
Лекция № 4. Образ Татьяны в «Евгении Онегине».
Отношение автора к героине .......................................... 13
Лекция № 5. Отношения между автором и Ленским в романе
«Евгений Онегин» ............................................................17
Лекция № 6. Лирика А. С. Пушкина-реалиста.
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина ........................ 21
Лекция № 7. Пейзаж в лирике А. С. Пушкина..................................... 25
Лекция № 8. Историзм Пушкина ......................................................... 30
Лекция № 9. Романтическая лирика А. С. Пушкина ........................... 33
Лекция № 10. Жанровые особенности и своеобразие образов
в драме «Борис Годунов» ................................................. 38
Лекция № 11. Мастерство А. С. Пушкина-прозаика ........................... 41
Лекция № 12. Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова ............ 44
Лекция № 13. Гражданская поэзия М. Ю. Лермонтова ......................... 47
Лекция № 14. Тема поколения в лирике М. Ю. Лермонтова ................ 51
Лекция № 15. Природа в лирике М. Ю. Лермонтова............................ 53
Лекция № 16. Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова ... 56
Лекция № 17. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова» ..................................... 60
Стр.189
190
Оглавление
Лекция № 18. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова
«Мцыри» .......................................................................... 64
Лекция № 19. Природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».............. 67
Лекция № 20. Проблематика поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» ....... 71
Лекция № 21. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина ............................... 76
Лекция № 22. Композиция романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени» ................................................. 81
Лекция № 23. Проблематика комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ............ 84
Лекция № 24. Полемика вокруг комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Взгляды Гоголя на искусство .......................................... 87
Лекция № 25. Значение антитезы в образной системе поэмы
Н. В. Гоголя «Мертвые души» ......................................... 89
Лекция № 26. Чиновничество в изображении Н. В. Гоголя ................. 92
Лекция № 27. Жанровое своеобразие «Мертвых душ» Н. В. Гоголя .... 95
Лекция № 28. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» .............................. 97
Лекция № 29. Повесть Н. В. Гоголя «Шинель»: проблематика
и образ главного героя .................................................. 100
Лекция № 30. Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель» ... 105
Лекция № 31. Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо» ........................................ 109
Лекция № 32. Проблематика лирики Н. А. Некрасова ........................114
Лекция № 33. Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова .............118
Лекция № 34. Особенности использования фольклора в поэме
Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить... хорошо» ..........123
Лекция № 35. Процессы, происходящие в литературной среде
в 1850-е годы. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Критика романа ..............................................................127
Лекция № 36. Проблематика романа И. С. Тургенева
«Отцы и дети» .................................................................131
Стр.190
Оглавление
191
Лекция № 37. Композиционная роль пейзажа в романе
И. С. Тургенева «Отцы и дети» .......................................135
Лекция № 38. Тема любви в романе «Отцы и дети»
И. С. Тургенева ...............................................................139
Лекция № 39. Проблематика повести И. С. Тургенева «Ася».
Критика ..........................................................................133
Лекция № 39,5. «Лишние люди» в произведениях И. С. Тургенева ....... 146
Лекция№ 40. Формирование образа Обломова в романе
И. А. Гончарова «Обломов» ............................................151
Лекция № 41. Образ Андрея Штольца в романе И. А. Гончарова
«Обломов» ...................................................................... 154
Лекция № 42. Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов».
Антикрепостническая направленность ........................157
Лекция № 43. Эволюция взглядов Достоевского.
Основной конфликт «Преступления
и наказания» ...................................................................161
Лекция № 44. Роль снов в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание» ........................................ 164
Лекция № 45. Система двойников в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание» (на примере
Раскольникова, Свидригайлова, Лужина) ................... 168
Лекция № 46. Евангельские мотивы в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание» ...................................................................171
Лекция № 47. «Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея .........176
Лекция № 48. Роль образов Наполеона и Кутузова в романе
Л. Н. Толстого «Война и мир» ........................................180
Лекция № 49. Система образов в романе Л. Н. Толстого
«Война и мир». Образы Болконского и Безухова ..........185
Стр.191