Проблематика смысла становится актуальной для философских исследований, во-первых, в связи с «гносеологическим» поворотом, когда идея неизменной реальности, рассматриваемой в качестве «сущего», сама становится проблематичной, и на первый план выходит вопрос о том, каким образом человек познает этот мир, сущее, и, во-вторых, в связи с «лингвистическим» поворотом, когда акцентируется роль языка как одной из главнейших знаковых систем, посредством которых человек в качестве социального субъекта познает окружающий мир, организует и осваивает социальный опыт. <...> Исходя из признания значимости и актуальности исследования проблематики смысла в целом можно сказать, что более конкретно научная актуальность данного исследования состоит в следующем. <...> В-третьих, актуальность логико-гносеологического анализа парадигм смысла диктуется изменениями, происходящими в современной эпистемологии, которые характеризуются как переход к неклассической и постнеклассической теории познания. <...> Данная традиционная проблематика, коренящаяся глубоко в истории философии (начиная с Аристотеля), получила дальнейшее развитие в ходе современных дискуссий вокруг принимаемых методологий введения объектов теории (в частности, в дискуссиях вокруг модальных и интенсиональных логик, определения их философско-методологических оснований). <...> Расхождение мнений возникает при попытке выяснения, какое 6 Введение из двух понятий — смысл или референция — должно играть ведущую роль, какие критерии осмысленности выражений языка мы можем использовать, какова роль смысла в отождествлении и различении объектов референции. <...> Решение этой проблемы зависит от принимаемых данной теорией онтологических допущений, гносеологических предпосылок, методологии исследования, иначе говоря, парадигмы смысла. <...> Таким образом, гносеологическое исследование смысла должно включать в себя также и различные формы рефлексии ценностных компонентов <...>
Знание._Общество._Смысл._Монография.pdf
УДК 165
ББК 87.2
Д30
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Демина Л. А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философских
и социально-экономических дисциплин Университета имени О. Е. Кутафина
(МГЮА) — часть 1, гл. 1—7; Пржиленский В. И., доктор философских наук,
профессор, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин
Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) — часть 2, гл. 1—4.
Д30
Демина Л. А., Пржиленский В. И.
368 с.
Знание. Общество. Смысл : монография. — Москва : Проспект, 2017. —
ISBN 978-5-392-21802-8
В книге прослеживаются основные линии изменения современной философии,
ставящие под вопрос базовые понятия философского и научного анализа, такие
как «смысл», «общество», «знание», «реальность». Анализ взаимосвязи и взаимодействия
этих понятий в процессе философского осмысления современности и
критической рефлексии над ее основаниями позволяют авторам оценить значение
и содержание парадигмального сдвига в познавательной деятельности. Обосновывается
необходимость коммуникативного общечеловеческого диалога с целью достижения
взаимопонимания и объединения в свете проблем, выдвигаемых перед
современной цивилизацией угрозой технизации и технологизации знания.
Книга представляет интерес для философов, ученых, преподавателей и всех тех,
кто неравнодушен к проблемам современной онтологии и теории познания, а также
социальной философии науки.
УДК 165
ББК 87.2
Научное издание
Демина Лариса Анатольевна,
Пржиленский Владимир Игоревич
ЗНАНИЕ. ОБЩЕСТВО. СМЫСЛ
Монография
Печать цифровая. Печ. л. 23,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 17.11.2016. Формат 60×90 1
/16
.
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-21802-8
© Демина Л. А., Пржиленский В. И., 2016
© ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................................................................................................3
Часть I
ПАРАДИГМЫ СМЫСЛА
Глава 1
Парадигмы смысла: методология логико-гносеологического анализа,
генезис и формирование .....................................................................................................7
1. Методологические основы логико-гносеологического
анализа парадигм смысла ...............................................................................8
2. Тематизация проблематики смысла
в историко-философском контексте ........................................................... 16
Глава 2
Формирование семиотической парадигмы смысла как методологии логического и лингвистического
анализа языка ................................................................................................. 29
1. Философские основания семиотико-логического
подхода к анализу феномена смысла ........................................................... 30
2. Междисциплинарные пересечения:
семиотико-лингвистическая парадигма смысла ......................................... 48
Глава 3
Трансформация семиотической парадигмы смысла в аналитической философии: логическое
моделирование языков науки .................................................................................... 56
1. Разработка гносеологических и методологических оснований теории
смысла и референции в логической семантике ........................................... 58
2. Семантические плоскости языка: смысл и проблема построения
референциальных и интенсиональных языков ........................................... 66
3. Смысл и референция как проблема сингулярности — универсальности ....74
Глава 4
Логико-гносеологические основания и методы анализа смысла в контекстах
естественного языка ......................................................................................................... 85
1. Смысл и истина: аналитический редукционизм и онтология
возможных объектов ..................................................................................... 85
2. Контексты с пропозициональными установками:
введение прагматического измерения в парадигму смысла ........................ 95
Стр.363
364
Оглавление
Глава 5
Логика перехода к коммуникативной парадигме смысла ................................................ 105
1. Смысл как употребление: пересмотр понятия смысла
в теории речевых актов ............................................................................... 105
Глава 6
2. Коммуникативный диалог: конвенциональные и интенциональные
аспекты смысла ........................................................................................... 117
Решение проблемы смыслообразования в семиотико-феноменологической
парадигме смысла ........................................................................................................... 124
1. «Феноменология логических переживаний»:
версия семиотики смысла Э. Гуссерля ....................................................... 126
2. Феноменологические структуры значения и проблема универсалий ...... 132
3. Проблема смыслообразования: ноэзис и ноэма ........................................ 140
Глава 7
Социокультурные детерминанты смысла: парадигма смысла
в неклассической эпистемологии .................................................................................... 150
1. Жизненные миры и обоснование интерсубъективности смысла
и познания ................................................................................................... 151
2. Формирование коммуникативно-герменевтической парадигмы
смысла в гуманитарном познании ............................................................. 159
ЯЗЫК. ЗНАНИЕ. РЕАЛЬНОСТЬ
Часть II
Глава 1
Генезис и эволюция понятия «реальность» ..................................................................... 188
1. От «res» к «realitas»: становление новоевропейской
интеллектуальной традиции ....................................................................... 188
2. «Реальность» в новейших реалистических учениях .................................. 197
3. Аргументы антиреалистов .......................................................................... 207
Глава 2
Основные подходы к конструированию социальной реальности .................................... 216
1. Проект расслоения реальности: сосуществование научных онтологий ... 216
2. Понятие реальности в классической теории общества ............................. 227
3. От теоретических конструкций к донаучному жизненному миру ............ 238
Глава 3
Онтологические основания социальной реификации ..................................................... 250
1. Между сущим и должным: этический дискурс
3. Методологии исследования смыслопорождения и понимания
в социокультурном контексте .................................................................... 169
и социальная реальность ............................................................................ 250
2. Культура как natura naturans общества:
культуроцентризм вместо социоцентризма ............................................... 262
3. Вопрос о реальности «социальных вещей» ................................................ 272
Стр.364
Оглавление
Глава 4
365
Общество, знание и коммуникация ................................................................................ 281
1. Два образа социума: онтологическая альтернатива
и методологические следствия ................................................................... 281
2. Онтологические девизы постклассики и социальная теория ................... 291
3. Социальная реальность как «первичная» реальность ............................... 301
Заключение .................................................................................................................... 311
Библиография ................................................................................................................ 335
Стр.365