Выявляется роль аргументации как того каркаса, на котором держится здание человеческой коммуникации. <...> Приемы аргументации за это время настолько радикально изменились, что по принципу «да и нет» уже редко кто рассуждает. <...> Была пересмотрена сама сущность диалога, дискуссии и полемики, сложилась совершенно новая научная дисциплина — теория аргументации. <...> ХХ век ознаменовал революцию в развитии представлений об аргументации: на смену традиционной теории аргументации, называвшейся две с лишним тысячи лет риторикой, пришла современная теория аргументации. <...> Теория аргументации является наукой о способах убеждения, о тех многообразных приемах воздействия речью на аудиторию, которые позволяют изменять убеждения последней. <...> ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ — КАЖУЩИЕСЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ И ПРОСТОТА 1. <...> Человеческая коммуникация — кажущиеся естественность и простота языка для целей коммуникации. <...> Объяснение понимания является центральной проблемой исследования человеческой коммуникации, то есть общения с помощью знаков, наделенных значением. <...> Человеческая коммуникация — кажущиеся естественность и простота глубокие вопросы. <...> Человеческая коммуникация — кажущиеся естественность и простота должны пройти чередой в ходе его исполнения, как правило, только затемняет восприятие музыки, лишает его непосредственности и остроты. <...> Неточные понятия Многие понятия не только естественного языка, но и языка науки являются неточными или неясными. <...> Простые примеры с «окном» и «домом» указывают на две важные особенности рассуждений, включающих неточные понятия. <...> Можно, во-вторых, избегать неточных понятий, вводя вместо них сравнительные понятия. <...> Ситуативные слова Ситуативные слова, называемые также индексными или эгоцентрическими, — это слова, полное значение которых меняется от ситуации к ситуации и зависит от того, кто, когда и где их использует. <...> Изменчивость значений ситуативных слов может оказываться причиной <...>
Аргументация_в_процессах_коммуникации._Pro_et_contra.pdf
ББК 60.5я7УДК 316(075.8)3
И25
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Ивин А. А. – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник
Института философии РАН.
Рецензенты:
Доброхотов А. Л., доктор философских наук, профессор кафедры философии культуры
Национального исследовательского университета «Высшая школа»;
Шалак В. И., доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института
философии РАН.
И25
Ивин А. А.
Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra. – Москва : Проспект,
2017. – 384 с.
Исследуются основные идеи и проблемы современной теории аргументации. Выявляется
роль аргументации как того каркаса, на котором держится здание человеческой
коммуникации. Анализируется структура эмпирической и теоретической аргументации.
Особое внимание уделяется исторической изменчивости приемов аргументации,
неуниверсальным способам аргументации (аргументы к традиции, здравому
смыслу, вере и т.п.), широко используемым в гуманитарных и социальных науках,
их зависимости от социальной среды и конкретной сферы приложения. Анализируется
искусство переговоров, полемики и дискуссии.
ISBN 978-5-392-21071-8
Книга рассчитана на философов, социологов, политологов, правоведов, лингвистов
и др. Она может использоваться также всеми, кто желает усовершенствовать свое
искусство убеждать.
ББК 60.5я7УДК 316(075.8)3
Изображение на обложке Vivi-o/Shutterstock.com.
Научное издание
ИвИн АлексАндр АрхИповИч
АРГУМЕНТАЦИЯ В ПРОЦЕССАХ КОММУНИКАЦИИ
PRO ET CONTRA
Печать цифровая. Печ. л. 24,0. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 01.11.2016. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-21071-8
© Ивин А. А., 2016
© Оформление. ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ —
КАЖУЩИЕСЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ И ПРОСТОТА
1. Естественность и простота коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
2. Интеллектуальная и эмоциональная коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
3. Коммуникация и язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
4. Ловушки языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
5. Принцип вежливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
6. Условия успешности коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
7. Коммуникация как произведение коллективного творчества. . . . . . . . . . . . . . . . .39
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ И ЕЕ ИСТОРИЯ
Глава 2.
1. Убеждение — центральное понятие теории аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
2. Внешние и внутренние факторы убедительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
3. Из истории теории аргументации (риторики) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
4. Употребления языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
5. Общий обзор способов убеждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
ЭМПИРИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Глава 3.
1. Эмпирические способы обоснования: прямое подтверждение. . . . . . . . . . . . . . . .66
2. Эмпирическое обоснование: косвенное подтверждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
3. Эмпирическое опровержение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
4. Примеры и иллюстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Глава 4.
1. Значение теоретической аргументации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
2. Логическое доказательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
3. Системная аргументация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
4. Границы обоснования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
НЕУНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ
Глава 5.
1. Необходимость неуниверсальной аргументации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
2. Традиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
3. Авторитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
4. Интуиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
5. Вера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Стр.380
Оглавление
381
6. Здравый смысл. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
7. Вкус и мода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
АРГУМЕНТАЦИЯ И ЦЕННОСТИ
Глава 6.
1. Особенности обоснования оценок и норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
2. Принцип Юма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
3. Квазиэмпирическое обоснование оценок и норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
4. Социальные образцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
5. Целевое обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179
6. Теоретическое обоснование оценок и норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186
7. Контекстуальные аргументы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
ОПЕРАЦИИ ОБЪЯСНЕНИЯ
И ПОНИМАНИЯ В АРГУМЕНТАЦИИ
Глава 7.
1. Объяснение и понимание как основные средства рационализирования мира. . .204
2. Операция объяснения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209
3. Предсказание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
4. Операция понимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215
5. Понимание человеческой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220
6. Понимание в истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224
7. Понимание природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227
8. Понимание языковых выражений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .232
9. Герменевтика и проблема понимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
НЕКОРРЕКТНЫЕ СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ
Глава 8.
1. Корректные и некорректные аргументы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .247
2. Некорректные доказательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248
3. Софизмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253
4. Стандартные некорректные аргументы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .267
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
Глава 9.
1. Многообразный мир проблем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
2. Явные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272
3. Неявные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277
ИСКУССТВО СПОРА И ПЕРЕГОВОРОВ
Глава 10.
1. Что такое спор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .287
2. Корректные приемы спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
3. Некорректные приемы спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
4. Споры об истине и споры о ценностях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298
5. Четыре разновидности спора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .299
6. Анализ некорректного спора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301
7. Общие требования к спору . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
8. О победе в споре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .309
9. Что представляют собой переговоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311
10. Основные требования к процессу переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311
11. Тактика ведения переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316
Стр.381
382
Оглавление
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ УБЕЖДЕНИЯ
Глава 11.
1. Некоторые принципы эффективной коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .319
2. Мастерство публичной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
3. Риторические приемы убеждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327
4. Основные виды речей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .329
5. Из истории изучения мастерства оратора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330
АРГУМЕНТАЦИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
Глава 12.
1. Стиль мышления исторической эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333
2. Особенности древней и средневековой аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .339
3. Стиль аргументации Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .360
4. Два полюса истории — два стиля аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .368
АРГУМЕНТАЦИЯ КАК ПРОДУКТ
КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
Глава 13.
1. Коллективный разум — фундамент социальной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373
2. Историческое априори как эквивалент синтетического априорного
знания Канта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .375
3. Основные особенности произведений коллективного творчества. . . . . . . . . . . .377
Стр.382