Особое внимание уделяется развитию науки, анализу научного метода, описанию научных категорий, идеалов и норм науки, научному обоснованию и научной критике, ценностям в научном познании, операциям объяснения, предсказания и понимания. <...> На материале наук о природе и наук о культуре анализируются такие понятия, как наука, паранаука и псевдонаука, научная теория, научный закон, причинность, истина, объективность и др. <...> Это касается, в первую очередь, характеристики научного метода; системы научный категорий и классификации наук; описания идеалов науки, ее норм; истолкования конкретных способов научного обоснования и научной критики; анализа роли ценностей в научном познании и требования исключать оценки из науки; описания структуры операций объяснения и понимания, обсуждения социально-культурной детерминации науки, стилей социального теоретизирования и т. д. <...> Далеки от ясности такие важные понятия логики, как «логическая форма», «имя», «высказывание», «доказательство», «логическое следование» и др. <...> Наука, паранаука и псевдонаука Важно также, что понятия, лежащие в основании отдельных научных теорий (например, «множество» в математике или «логическое следование» в логике), по необходимости остаются содержательно неясными до тех пор, пока эти теории способны развиваться. <...> Были сформулированы основные ценности, или идеалы, науки и уточнены способы научного обоснования, центральное место среди которых прочно заняло эмпирическое обоснование1 . <...> Наука неоднородна, и некоторые выдвигаемые в ее рамках системы идей могут первоначально не вполне соответствовать научному методу, обосновываться с недостаточной для науки степенью тщательности, не совсем согласоваться с идеалами науки, не отвечать стандартам научной и прежде всего эмпирической критики, противоречить известным, хорошо исследованным идеям и фактам и т. д. <...> Обычно они явно противоречат основным требованиям научного метода, используют <...>
Философское_исследование_науки.pdf
УДК 340.155
ББК 87.3(2)
И17
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Ивин А. А. — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник
Института философии РАН.
Рецензенты:
Кузнецов И. Г. — доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии
и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова;
Шалак В. И. — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института
философии РАН.
Ивин А. А.
И17
Философское исследование науки. — Москва : Проспект, 2016. — 544 с.
ISBN 978-5-392-17522-2
В книге обсуждаются основные идеи и проблемы современной философии науки.
Особое внимание уделяется развитию науки, анализу научного метода, описанию
научных категорий, идеалов и норм науки, научному обоснованию и научной
критике, ценностям в научном познании, операциям объяснения, предсказания и
понимания. На материале наук о природе и наук о культуре анализируются такие
понятия, как наука, паранаука и псевдонаука, научная теория, научный закон, причинность,
истина, объективность и др. Подробно рассматриваются проблемы философии
гуманитарных и социальных наук.
Книга рассчитана на философов, ученых и всех тех, кто интересуется развитием
УДК 340.155
ББК 87.3(2)
науки, основными особенностями научного познания и ролью науки в современном
обществе.
Уильяма Каннингема “Cosmographical Glasse”, Лондон, 1559 г.
На обложке использована гравюра из книги
Научно-популярное издание
Ивин Александр Архипович
ФИЛОСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКИ
Печать цифровая. Печ. л. 34,0. Тираж 100 (1-й завод 50) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 05.08.2015. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-17522-2
© Ивин А. А., 2015
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
Оглавление
3
Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава I. Наука, паранаука и псевдонаука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
§ 1. Задачи философии науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
§ 2. О понятии науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
§ 3. Паранаука и псевдонаука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
§ 4. Две основные задачи научного исследования . . . . . . . . . . . . 31
Глава II. Научный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
§ 1. Общая, частная и конкретная методология . . . . . . . . . . . . . . 37
§ 2. Понятие научного метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
§ 3. Методологизм и антиметодологизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
§ 4. Два полюса развития научных теорий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Глава III. Научные категории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
§ 1. Мир как бытие и мир как становление. . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
§ 2. Классификация наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
§ 3. Причинность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
§ 4. Научный закон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
§ 5. Социальные тенденции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
§ 6. Детерминизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
§ 7. Историзм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
§ 8. Модальные категории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Глава IV. Идеалы науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
§ 1. Теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
§ 2. Истина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
§ 3. Объективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
§ 4. Аксиоматизация и формализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Глава V. Нормы науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
§ 1. Обоснованность научного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
§ 2. Логическая последовательность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
§ 3. Рациональность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
§ 4. Практическая значимость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Глава VI. Научное обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
§ 1. Классификация способов обоснования . . . . . . . . . . . . . . . . 201
§ 2. Эмпирическое обоснование: прямое подтверждение . . . . 204
§ 3. Косвенное подтверждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Стр.3
4
Оглавление
§ 4. Теоретическое обоснование:
логическое доказательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
§ 5. Системное обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
§ 6. Условие совместимости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
§ 7. Соответствие регулятивным принципам . . . . . . . . . . . . . . . 239
§ 8. Стандарты адекватности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
§ 9. Методологическое обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
§ 10. Принципиальная проверяемость и опровержимость. . . . . 248
Глава VII. Контекстуальное обоснование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
§ 1. Традиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
§ 2. Авторитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
§ 3. Интуиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
§ 4. Вера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
§ 5. Здравый смысл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
§ 6. Вкус. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
§ 7. Ограниченность научного обоснования. . . . . . . . . . . . . . . . 279
Глава VIII. Научная критика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
§ 1. Эмпирическое опровержение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
§ 2. Логическая фальсификация
и реальное опровержение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
§ 3. Научная критика как ослабленная верификация . . . . . . . . 293
§ 4. Парафальсификация и ее логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
§ 5. Основные виды научных споров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Глава IX. Многообразие ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
§ 1. О понятии ценности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
§ 2. Виды оценок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
§ 3. Из истории исследования ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
§ 4. Структура оценок и норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
§ 5. Описательно-оценочные высказывания . . . . . . . . . . . . . . . 319
Глава X. Ценности в науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
§ 1. О требовании исключения ценностей из науки . . . . . . . . . 330
§ 2. Внешние и внутренние ценности научной теории . . . . . . . 334
§ 3. Особенности обоснования оценок и норм. . . . . . . . . . . . . . 341
§ 4. Квазиэмпирическое обоснование оценок и норм . . . . . . . 350
§ 5. Целевое обоснование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
§ 6. Теоретическое обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364
§ 7. Контекстуальные аргументы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
Глава XI. Объяснение, предсказание, понимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
§ 1. Операция объяснения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
§ 2. Предсказание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
§ 3. Операция понимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
§ 4. Понимание человеческой деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . 390
Стр.4
Оглавление
5
§ 5. Понимание в истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
§ 6. Понимание природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
§ 7. Понимание языковых выражений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
§ 8. Герменевтика и проблема понимания . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
Глава XII. Проблемные ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
§ 1. Типы научных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
§ 2. Проблемы-головоломки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
§ 3. Неявные проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429
Глава XIII. Наука и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
§ 1. Внутренние и внешние факторы
развития научных теорий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
§ 2. Понятие стиля мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
§ 3. «Классические» предрассудки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
§ 4. Глобальные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455
§ 5. Проблема формирования единого человечества. . . . . . . . . 456
§ 6. Угроза разрушения природы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . 460
Глава XIV. Типы социальных теорий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477
§ 1. Два полюса истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477
§ 2. Современное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 487
§ 3. Обнаженность и отчуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512
§ 4. Основные стили социального теоретизирования . . . . . . . . 519
§ 5. Ценности как контекст развития социальных теорий . . . . 537
Стр.5