Поскольку научное познание не является единственной формой познавательной деятельности, постольку так или иначе философия науки обращается к анализу специфики, места и роли познавательной деятельности вообще, т. е. к философии познания. <...> Философия познания (или гносеология) исследует природу познания, отношение знания к реальности, проблему надежности (истинности) знания, его достоверности, социокультурную обусловленность познания, проблему коммуникации в процессе познавательной деятельности, сравнительный анализ научного иных форм познания, их связь и соотношение. <...> Философия науки – особый раздел философии, предметом которой являются научное знание, его структура, методы, принципы, а также формы и история знания. <...> Опираясь на определение философии как самосознания культуры, В. Н. Порус вполне обоснованно видит специфику предмета философии науки в следующем: «И если философия науки есть философия par excellence, она – самосознание европейской… культуры, выраженное в форме рефлексии над наукой… Ее главным предметом и конечной целью является не наука, а человек, осуществляющий познавательную деятельность в форме науки» (Порус В. Н. <...> К вопросу о междисциплинарности философии науки // Эпистемология & философия. <...> Например, в конце XIX начале XX веков происходит смена идеалов классической науки и возникают принципиально новые представления о нормах и ценностях научного познания. <...> Идеалы классической науки базировались на критическом отношении к традиции, сложившейся в эпоху Средневековья и античности. <...> Кант подвергает критике «чистый разум», который претендует на установление истины за пределами опыта; Юм и Беркли подвергают критике непоследовательность Локка в трактовке первичных и вторичных качеств, а Юм сомневается в характере источника наших восприятий; впоследствии Гегель и Энгельс каждый с позиций своих мировоззренческих установок критикуют Канта; К. <...> Поппер в качестве идеала науки выдвигает <...>
История_и_философия_науки.pdf
УДК 001(075.8)
ББК 72ÿ73
Á94
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Бучило Н. Ф. — д-р филос. наук, проф. кафедры философии Московского государственного
юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА)— разделы
1è2;
Исаев И. А. — д-р юрид. наук, проф., зав. кафедрой истории государства и права
Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина
(ÌÃÞÀ) — раздел 3.
История и философия науки: учеб. пособие. — Москва : ПроБ94
спект,
2014. — 432 ñ.
ISBN 978-5-392-13218-8
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатских
экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). Оно предназначено
для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области правоведения.
С этой целью в пособие включены дополнительные материалы, непосредственной
программой не предусмотренные. В частности, включена глава «Категории диалектики»,
поскольку анализ данных категорий содержится в программах кандидатских
экзаменов аспирантов, широкое применение категории диалектики имеют в
нормах различных отраслей права. В тематику рефератов включены вопросы, связанные
с проблемами теории широкого спектра правоведческих дисциплин. Третий
раздел посвящен непосредственно вопросам истории и теории государства и
права.
Книга может быть полезной для аспирантов-гуманитариев.
УДК 001(075.8)
ББК 72ÿ73
Учебное издание
Бучило Нина Федоровна,
Исаев Игорь Андреевич
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Учебное пособие
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã.
Подписано в печать 15.04.2014. Формат 60ƀ90 1
111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4.
/16
.
Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 27,0. Тираж 50 ýêç. Заказ ¹
ООО «Проспект»
ISBN 978-5-392-13218-8
© ООО «Ïðîñïåêò», 2014
© Í. Ô. Áó÷èëî, È. À. Èñàåâ, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ .............. 3
Глава 1. Предмет и задачи философии науки ................................................. 4
Глава 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической
эволюции ................................................................................................................. 10
1. Эволюционная эпистемология о формировании когнитивных
способностей и предпосылок познания ..........................................10
2. Мифология ........................................................................................12
3. Религия как специфическая форма познания .................................16
4. Обыденное познание ........................................................................18
5. Донаучное знание .............................................................................20
ГЛАВА 3. Культура античного полиса и становление
первых форм теоретической науки.................................................................... 23
1. Социальные предпосылки культуры Античной Греции ..................23
2. Первые попытки философского осмысления познания .................26
ГЛАВА 4. Наука в условиях Средневековья ................................................... 30
1. Знак и значение, понимание и Смысл ............................................30
2. Трактовка человека ...........................................................................31
3. Наука в условиях средневековых университетов ............................32
ГЛАВА 5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре ...... 36
1. Предпосылки и основания опытной науки .....................................36
2. Становление дисциплинарно организованной науки .....................38
3. Размежевание философии и теологии. Самоопределение науки
как особой области духовной деятельности .....................................39
4. Проблема субъекта и объекта в новоевропейской философии .......40
5. Учение о первичных и вторичных качествах:
6. Джон Локк (1632–1704) ....................................................................42
ГЛАВА 6. Позитивистcкая традиция в философии науки .......................... 53
Дискуссии о методах научного познания:
эмпиризм и рационализм ..................................................................46
1. Классический позитивизм ................................................................53
2. Эмпириокритицизм .........................................................................55
3. Неопозитивизм ..................................................................................58
ГЛАВА 7. Расширение поля философской проблематики
в постпозитивистской философии..................................................................... 63
1. Концепция К. Поппера (1902–1994) ................................................63
2. Концепция Т. Куна (1922–1996) ......................................................70
3. Концепция И. Лакатоса (1922–1974) ...............................................74
4. П. Фейерабенд (1924–1974) ..............................................................77
5. М. Полани (1891–1976) .....................................................................80
423
Стр.423
ГЛАВА 8. Основные философские категории ................................................ 83
1. Эволюция картины мира и формирование категорий .....................86
2. Базовые понятия диалектики ...........................................................95
3. Противоположность и противоречие ...............................................97
4. Отрицание отрицания .....................................................................100
5. Единичное, особенное, всеобщее ...................................................102
6. Часть и целое ...................................................................................104
7. Система, структура, элемент ...........................................................106
8. Содержание и форма .......................................................................107
9. Cущность и явление .......................................................................109
10. Качество, количество, мера ..........................................................112
11. Причина и следствие ....................................................................114
12. Случайность и необходимость .....................................................116
13. Возможность и действительность .................................................120
ГЛАВА 9. Наука в культуре современной цивилизации............................123
1. Проблема экстернализма и интернализма
в научной деятельности ...................................................................124
2. Наука в условиях глобализации ......................................................126
3. Образование и наука .......................................................................129
4. Культура и формирование стиля научного мышления..................134
5. Наука в контексте искусства и философии ...................................136
6. Современная культура и научный прогресс ...................................137
7. Особенности современного этапа развития науки
8. и перспективы научно-технического прогресса ............................138
Этические проблемы науки в конце ХХ столетия.
Сциентизм и антисциентизм ..........................................................142
Глава 10. Основные формы бытия науки.
Наука как познавательная деятельность ....................................................... 147
1. Общее и особенное в познавательной деятельности .....................147
2. Особенности науки как познавательной деятельности .................154
3. Истина: ценность и цель познания ................................................155
4. Критерии научности знания ...........................................................160
5. Наука как мировоззрение ...............................................................163
6. Проблема демаркации научного и вненаучного знания ................165
Глава 11. Наука как особая сфера культуры ................................................ 170
1. Ценность науки и наука как ценность ...........................................171
2. Научная рациональность как самостоятельный фактор
культуры ...........................................................................................174
3. Коммуникативность науки .............................................................176
Глава 12. Наука как социальный институт ..................................................181
1. Научные сообщества и их исторические типы...............................181
2. Становление институциональных форм
научной деятельности .........................................................................183
424
Стр.424
3. Формирование междисциплинарных сообществ науки
4. ХХ столетия ......................................................................................185 Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного
регулирования науки .......................................................................186
Глава 13. Структура научного знания ............................................................ 188
1. Основания науки .............................................................................189
2. Научная картина мира, ее возникновение и функции ..................191
3. Философские основания науки ......................................................193
4. Эмпирическое знание ....................................................................195
5. Теоретическое знание .....................................................................199
Глава 14. Динамика науки как процесс порождения нового знания ...... 208
1. Историческая изменчивость механизмов порождения
нового знания ..................................................................................208
2. Научная проблема как внутренний источник развития науки .....212
3. Динамика науки и универсальные познавательные процедуры ..214
4. Критерии оценки теоретических концепций ................................220
Глава 15. Научные традиции и научные революции ..................................225
1. Понятие научных традиций ............................................................225
2. Научные революции как перестройка оснований науки...............226
3. Внутридисциплинарные, междисциплинарные
и социокультурные факторы прогресса в науке .............................228
4. Глобальные революции и преобразование картины мира ............230
5. Научная рациональность в контексте научных революций ..........232
ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНЫХ
НАУК .............................................................236
Глава 16. Общетеоретические подходы .......................................................237
1. Донаучные, научные и вненаучные знания об обществе ..............237
2. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного
3. цикла ................................................................................................239
Философия как интегральная форма научных знаний
4. об обществе, культуре, истории и человеке ...................................242
Проблема классификации общетеоретических подходов
в социально-гуманитарных науках .................................................243
5. Номотетические подходы ...............................................................244
6. Идиографические методы ...............................................................246
7. Классическая, неклассическая и постклассическая наука ............253
Глава 17. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного
познания .........................................................................................256
1. Соотношение естественно-научного и социально-гуманитарного
2. знания и проблема их конвергенции в неклассической науке ......256
Онтологические основания социально-гуманитарного
познания .........................................................................................257
425
Стр.425
3. Проблема объективности социально-гуманитарного познания ...260
4. Проблема закономерностей общественного развития ..................261
5. Социальность как фундаментальное свойство общества
и условие единства социального и гуманитарного познания ........263
6. Человек как объект социально-гуманитарного познания .............268
7. Проблема разделения социально-гуманитарных наук
на социальные и гуманитарные ......................................................274
Глава 18. Субъект социально-гуманитарного познания ............................ 275
1. Понятие субъекта в философии......................................................275
2. Индивидуальный субъект познания ...............................................277
3. Коллективный субъект, формы его существования ......................281
4. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации
в межсубъектном понимании и смыслополагании ........................283
Глава 19. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном
познании .........................................................................................286
1. Понятие ценности ...........................................................................286
2. Ценности и оценка ..........................................................................291
3. Методологические функции идеалов и норм научного
4. познания ..........................................................................................297
О необходимости ценностной нейтральности
в социальном исследовании............................................................301
5. Проблема «автономии» моральных и правовых норм ..................306
Глава 20. Жизнь как категория наук об обществе и культуре .............311
1. Понятие жизни в философии и естествознании ............................311
2. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов ........312
3. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни:
А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология ........................314
4. История – одна из форм проявления жизни .................................319
5. Познание и переживание жизни – основное содержание
произведений искусства ..................................................................321
Глава 21. Время, пространство, хронотоп в социальном
и гуманитарном познании .................................................................328
1. Время и пространство как параметры природных процессов .......328
2. Субъективное и объективное время ...............................................329
3. Социальное и культурно-историческое время ...............................333
4. Переосмысление понятия пространства
5. в гуманитарном контексте ..............................................................336
Понятие хронотопа как конкретного единства
пространственно-временных характеристик.
Особенности художественного хронотопа .....................................339
Глава 22. Коммуникативность в науках об обществе и культуре:
методологические следствия и императивы
426
1. Диалогическая природа социальности и культуры ........................342
2. Коммуникативность как условие создания нового знания ...........345
Стр.426
3. Научные конвенции и моральная ответственность ученого
за их введение ..................................................................................350
Глава 23. Проблема истинности и рациональности в социальногуманитарных
науках .......................................................................355
1. Классическая и неклассическая концепции истины
2. в философии науки .........................................................................355 Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных
науках ...............................................................................................356
3. Экзистенциальная истина, истина и правда .................................357
4. Проблема истины в свете практического применения
5. в социально-гуманитарных науках. Справедливость и истина .....359
Рациональное, объективное, истинное
в социально-гуманитарных науках .................................................361
Глава 24. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных
и гуманитарных науках ....................................................................363
1. Объяснение и понимание – следствие коммуникативности
2. науки ................................................................................................363
Объяснение – функция теории. Природа и типы объяснения.
3. Виды научного объяснения ............................................................363
Текст как особая реальность и единица методологического
и семантического анализа ...............................................................364
4. Понимание в социально-гуманитарных науках.............................367
5. Язык, языковая картина мира, «языковые игры» .........................369
6. Проблема исторической дистанции, «временного отстояния»
в интерпретации и понимании .......................................................370
Глава 25. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных
науках ............................................................................................372
1. Понятие веры в философии и психологии .....................................372
2. Вера и знание, достоверность и сомнение .....................................375
3. Вера и понимание в контексте коммуникаций ..............................377
4. Вера и истина ...................................................................................380
5. Типы обоснования веры и способы обоснования истины ............383
6. Вера как ценность. «Аргумент к вере»:
ЧАСТЬ III. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ПРАВОВЫХ
УЧЕНИЙ (ДЛЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ) ...................386
1. Правосправедливость ......................................................................387
2. Рождение естественного права .......................................................390
3. Систематизация естественного права ............................................393
4. Рождение философии права ...........................................................396
5. Природа и нравственность ..............................................................403
6. Философия факта ............................................................................407
7. Правовой позитивизм, социологизм и нормативизм ....................411
8. Возрождение естественного права ..................................................418
427
достоинства и ограничения.............................................................384
Стр.427