Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639329)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Киреевские

0   0
Первый авторСоколов
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID6321
АннотацияОб авторе (Киреевский Иван Васильевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Соколов, Ю. Киреевские : Статья / Ю. Соколов .— : [Б.и.], 1931 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6321 (дата обращения: 21.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Соколов Ю. Киреевские <...> Иван Васильевич [1806-1856] - публицист, один из основателей русского славянофильства. <...> , Веневитиновым к кружку "любомудров", либерально настроенному и увлекавшемуся немецкой идеалистической философией. <...> Нечто о характере поэзии Пушкина" (в "Московском вестнике" Погодина за 1828) и "Обозрение русской словесности за 1829" (в альманахе Максимовича "Денница") - во многих отношениях замечательные ранние образцы русской философской критики, пролагающие дорогу Белинскому, к тому же блестящие и меткие. <...> Для либеральных устремлений молодого К. характерно, что, впервые в русской историографии отмечая заслуги Новикова, К. разражается настоящим гимном во славу общественного мнения. <...> В 1832 К. предпринял издание журнала "Европеец" и опубликовал в нем ряд критических статей ("Обозрение русской словесности за 1831 год" и др.) <...> . Цензура усмотрела в этих статьях замаскированный призыв к конституции, журнал на втором номере был закрыт, а К. надолго попал в опалу и вплоть до 1845 почти не появлялся в печати. <...> За это время в К. завершился перелом: он перешел бесповоротно на позиции реакционного мистицизма. <...> Ратуя за философию веры и чувства против буржуазной философии разума, К. находил этот свой идеал в православии, обеспечивающем России по мнению К. великое будущее и мировую гегемонию. <...> Появившиеся там статьи К. о лит-ре уже окрашены в мистические и славянофильские тона. <...> К. пробовал свои силы в драматургии, беллетристике и поэзии, но ничего значительного здесь не создал. <...> Р. в родовом имении в Тульской губ. в патриархально-дворянской семье. <...> Получил прекрасное домашнее образование, дополнив его слушанием частных лекций у университетских профессоров в Москве, а затем лекций Шеллинга. <...> Его миросозерцание воссоздается из многочисленных свидетельств современников, из переписки с родными и друзьями, из двух-трех печатных работ (в "Москвитянине" за 1845, кн. <...> 3, "О древней русской <...>
Киреевские.pdf
Соколов Ю. Киреевские // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 5. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. - Стб. 214-216. http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-2141.htm КИРЕЕВСКИЕ, братья. - 1. Иван Васильевич [1806-1856] - публицист, один из основателей русского славянофильства. В молодости примыкал вместе с В. Одоевским, Веневитиновым к кружку "любомудров", либерально настроенному и увлекавшемуся немецкой идеалистической философией. Первые критические статьи К. "Нечто о характере поэзии Пушкина" (в "Московском вестнике" Погодина за 1828) и "Обозрение русской словесности за 1829" (в альманахе Максимовича "Денница") - во многих отношениях замечательные ранние образцы русской философской критики, пролагающие дорогу Белинскому, к тому же блестящие и меткие. Для либеральных устремлений молодого К. характерно, что, впервые в русской историографии отмечая заслуги Новикова, К. разражается настоящим гимном во славу общественного мнения. В 1832 К. предпринял издание журнала "Европеец" и опубликовал в нем ряд критических статей ("Обозрение русской словесности за 1831 год" и др.). Цензура усмотрела в этих статьях замаскированный призыв к конституции, журнал на втором номере был закрыт, а К. надолго попал в опалу и вплоть до 1845 почти не появлялся в печати. За это время в К. завершился перелом: он перешел бесповоротно на позиции реакционного мистицизма. Ратуя за философию веры и чувства против буржуазной философии разума, К. находил этот свой идеал в православии, обеспечивающем России по мнению К. великое будущее и мировую гегемонию. Таким образом, несмотря на свое опальное положение, К. был искренним апологетом устоев феодально-царистской России. В 1845 К. был соредактором погодинского "Москвитянина". Появившиеся там статьи К. о лит-ре уже окрашены в мистические и славянофильские тона. К. пробовал свои силы в драматургии, беллетристике и поэзии, но ничего значительного здесь не создал. 2. Петр Васильевич [1808-1856] - собиратель русских народных песен. Р. в родовом имении в Тульской губ. в патриархально-дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, дополнив его слушанием частных лекций у университетских профессоров в Москве, а затем лекций Шеллинга. К. написал чрезвычайно мало. Его миросозерцание воссоздается из многочисленных свидетельств современников, из переписки с родными и друзьями, из двух-трех печатных работ (в "Москвитянине" за 1845, кн. 3, "О древней русской истории" и предисловия к "Песням" в "Чтениях" за 1848). В этих его произведениях нашла себе яркое отображение психоидеология помещиков, встревоженных наступлением промышленного капитализма и потому крепче ухватившихся за старину и воспитавший их усадебный патриархальный уклад в безграничной идеализации, возвышаемый до категории исконных национальных устоев и идеалов. Но сдвиги в самом хозяйстве этого слоя помещиков и бесспорно высокий культурный уровень неминуемо заставляют их делать уступки, правда, робкие, половинчатые, в сторону отрицания крепостного строя. Еще в 1830 22-летним юношей К. приступил к собиранию песенного народного творчества, видя в нем наиболее яркое проявление "национального духа". Повидимому одним из толчков было воздействие на К. немецких ученых (в частности Герреса и Шеллинга), лекции к-рых он слушал в Мюнхене. Вскоре для К. собирание песен стало главным делом его жизни. Его колоссальное собрание по сведениям современников превышало 10 тыс. номеров. Частью К. собирал сам (преимущественно в Орловской губ., где с 1839 до смерти жил в своей деревне - Киреевской слободке, а затем в Тульской, Тверской, Новгородской и Симбирской губ.), но основная масса текстов ему в течение 25 лет доставлялась лит-ыми и учеными друзьями (между прочим Пушкиным, Гоголем, Языковым, Кольцовым, Далем, Вельтманом, Якушкиным, Погодиным, Шевыревым, Снегиревым, Востоковым, Соболевским и др.). Сборником живо интересовались как в России, так и за границей (напр. огромное значение придавал собранию русских песен Киреевского знаменитый славист Шафарик). Друзья торопили К. с изданием, но медлительный К. успел при жизни из своего многотысячного собрания опубликовать всего 31 текст; в 1848 в "Чтениях Общества истории и древностей российских", кн. IX, было напечатано 15 духовных стихов, как ч. 1 "Русских народных песен, собранных Петром К.", 4 песни - в "Московском сборнике", 1852, и 12 номеров - в "Русской беседе" за 1856, кн. I. Причиной этого была не только присущая лично К. медлительность; огромную роль играли также внешние обстоятельства (строгости цензуры): так напр. хлопоты по изданию духовных стихов тянулись 4 года: с 1846 по 1848. Систематическое издание основного собрания песен К. осуществилось лишь после его смерти и опятьтаки чрезвычайно медленно: началось в 1860 и окончилось... в 1930. Песни, собранные К., имеют огромное значение как для характеристики состояния крестьянского фольклора в середине XIX в., так и для характеристики идеологических настроений в русском дворянстве той эпохи (типичен и подбор
Стр.1