Соколов Ю. Киреевские // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 5. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. - Стб. 214-216.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-2141.htm
КИРЕЕВСКИЕ, братья. - 1. Иван Васильевич [1806-1856] - публицист, один из основателей
русского славянофильства. В молодости примыкал вместе с В. Одоевским, Веневитиновым к кружку
"любомудров", либерально настроенному и увлекавшемуся немецкой идеалистической философией.
Первые критические статьи К. "Нечто о характере поэзии Пушкина" (в "Московском вестнике" Погодина
за 1828) и "Обозрение русской словесности за 1829" (в альманахе Максимовича "Денница") - во многих
отношениях замечательные ранние образцы русской философской критики, пролагающие дорогу
Белинскому, к тому же блестящие и меткие. Для либеральных устремлений молодого К. характерно, что,
впервые в русской историографии отмечая заслуги Новикова, К. разражается настоящим гимном во
славу общественного мнения.
В 1832 К. предпринял издание журнала "Европеец" и опубликовал в нем ряд критических статей
("Обозрение русской словесности за 1831 год" и др.). Цензура усмотрела в этих статьях замаскированный
призыв к конституции, журнал на втором номере был закрыт, а К. надолго попал в опалу и вплоть до
1845 почти не появлялся в печати. За это время в К. завершился перелом: он перешел бесповоротно на
позиции реакционного мистицизма. Ратуя за философию веры и чувства против буржуазной философии
разума, К. находил этот свой идеал в православии, обеспечивающем России по мнению К. великое
будущее и мировую гегемонию. Таким образом, несмотря на свое опальное положение, К. был
искренним апологетом устоев феодально-царистской России. В 1845 К. был соредактором погодинского
"Москвитянина". Появившиеся там статьи К. о лит-ре уже окрашены в мистические и славянофильские
тона.
К. пробовал свои силы в драматургии, беллетристике и поэзии, но ничего значительного здесь не
создал.
2. Петр Васильевич [1808-1856] - собиратель русских народных песен. Р. в родовом имении в
Тульской губ. в патриархально-дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, дополнив
его слушанием частных лекций у университетских профессоров в Москве, а затем лекций Шеллинга.
К. написал чрезвычайно мало. Его миросозерцание воссоздается из многочисленных свидетельств
современников, из переписки с родными и друзьями, из двух-трех печатных работ (в "Москвитянине" за
1845, кн. 3, "О древней русской истории" и предисловия к "Песням" в "Чтениях" за 1848). В этих его
произведениях нашла себе яркое отображение психоидеология помещиков, встревоженных
наступлением промышленного капитализма и потому крепче ухватившихся за старину и воспитавший их
усадебный патриархальный уклад в безграничной идеализации, возвышаемый до категории исконных
национальных устоев и идеалов. Но сдвиги в самом хозяйстве этого слоя помещиков и бесспорно
высокий культурный уровень неминуемо заставляют их делать уступки, правда, робкие, половинчатые, в
сторону отрицания крепостного строя. Еще в 1830 22-летним юношей К. приступил к собиранию
песенного народного творчества, видя в нем наиболее яркое проявление "национального духа".
Повидимому одним из толчков было воздействие на К. немецких ученых (в частности Герреса и
Шеллинга), лекции к-рых он слушал в Мюнхене. Вскоре для К. собирание песен стало главным делом
его жизни. Его колоссальное собрание по сведениям современников превышало 10 тыс. номеров. Частью
К. собирал сам (преимущественно в Орловской губ., где с 1839 до смерти жил в своей деревне -
Киреевской слободке, а затем в Тульской, Тверской, Новгородской и Симбирской губ.), но основная
масса текстов ему в течение 25 лет доставлялась лит-ыми и учеными друзьями (между прочим
Пушкиным, Гоголем, Языковым, Кольцовым, Далем, Вельтманом, Якушкиным, Погодиным,
Шевыревым, Снегиревым, Востоковым, Соболевским и др.).
Сборником живо интересовались как в России, так и за границей (напр. огромное значение
придавал собранию русских песен Киреевского знаменитый славист Шафарик). Друзья торопили К. с
изданием, но медлительный К. успел при жизни из своего многотысячного собрания опубликовать всего
31 текст; в 1848 в "Чтениях Общества истории и древностей российских", кн. IX, было напечатано 15
духовных стихов, как ч. 1 "Русских народных песен, собранных Петром К.", 4 песни - в "Московском
сборнике", 1852, и 12 номеров - в "Русской беседе" за 1856, кн. I. Причиной этого была не только
присущая лично К. медлительность; огромную роль играли также внешние обстоятельства (строгости
цензуры): так напр. хлопоты по изданию духовных стихов тянулись 4 года: с 1846 по 1848.
Систематическое издание основного собрания песен К. осуществилось лишь после его смерти и опятьтаки
чрезвычайно медленно: началось в 1860 и окончилось... в 1930. Песни, собранные К., имеют
огромное значение как для характеристики состояния крестьянского фольклора в середине XIX в., так и
для характеристики идеологических настроений в русском дворянстве той эпохи (типичен и подбор
Стр.1