Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639329)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Кигн-Дедлов Владимир Людвигович: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID6288
АннотацияОб авторе (Кигн-Дедлов Владимир Людвигович).
Кому рекомендованоОб авторе
Кигн-Дедлов Владимир Людвигович: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6288 (дата обращения: 21.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕДЛОВ (настоящая фамилия Кигн), Владимир Людвигович [15(27). <...> Отец писателя -- выходец из Пруссии, носил фамилию Kuhn, которая при переселении его предков в Польшу в XVIII в. была записана как Кигн. <...> Мать -- Елизавета Ивановна, урож денная Павловская -- дочь подполковника, бело русского дворянина -- передала сыну и свою православную религию, и любовь к Белоруссии, и интерес к литературе (Е. И. Павловская -- автор статей о фольклоре, составитель сборника "Народные белорусские песни". <...> В 15 лет он увлекся идеями крестьянского социализма и даже организовал пропагандистский кружок. <...> Мученичество" школьных лет, с муштрой и схоластикой, он впоследствии запечатлел в очерках "Школьные воспоминания" (Спб., 1902). <...> В студенческие годы сближается с художниками, знатоками искусств, группировавшимися вокруг профессора А. В. Прахова, печатает рецензии, литературно-художественные обозрения в журнале "Пчела". <...> Дебют Д. как писателя -- рассказ "Экзамен зрелости" (газета "Неделя". <...> ). Начинающий писатель послал письмо И. С. Тургеневу, в ответ на которое получил доброжелательное напутствие (хотя рассказа Тургенев не читал), содержащее характеристику "объективного писателя", которого "изучение человеческой физиономии, чужой жизни интересует больше, чем изложение собственных слов и мыслей... <...> В рассказе Д. намечена одна из ведущих впоследствии его тем -- "созревание" личности в борьбе идеального и прозаического, будничного начал. <...> Герой-гимназист надеется стать "гражданином человечества", но одновременно предвидит одиночество и нравственное опустошение. <...> По окончании университета (1878) Д. служит в земском отделении министерства внутренних дел, совмещая службу с занятиями литературой; с 1880 г. он постоянный автор "Недели", выходят циклы его очерков и этюдов: "Белорусские силуэты", "Издалека" (Спб., 1887), "Мы. <...> В конце 80 гг. он выступает в "Неделе" с литературными обзорами. <...> В 90 гг. он пишет в популярных в то <...>
Кигн-Дедлов_Владимир_Людвигович_Биобиблиографическая_справка.pdf
ДЕДЛОВ (настоящая фамилия Кигн), Владимир Людвигович [15(27).I.1856, Тамбов -- 4 (17).VI.1908, Рогачев] -- публицист, прозаик, критик. Родился в небогатой дворянской семье. Отец писателя -- выходец из Пруссии, носил фамилию Kuhn, которая при переселении его предков в Польшу в XVIII в. была записана как Кигн. Отец и дядя Д. стали первыми в роду католиками. Мать -- Елизавета Ивановна, урож денная Павловская -- дочь подполковника, бело русского дворянина -- передала сыну и свою православную религию, и любовь к Белоруссии, и интерес к литературе (Е. И. Павловская -- автор статей о фольклоре, составитель сборника "Народные белорусские песни".-- Спб., 1853.-- См.: Букчин С. В.-- С. 79--81). Д. считал себя "и православным, и русским" (Северный вестник.-- 1895.-- No 7.-- С. 79). Образование Д. получил в Москве, сначала в немецкой "петершуле", затем в русской классической гимназии. В 15 лет он увлекся идеями крестьянского социализма и даже организовал пропагандистский кружок. Это увлечение было недолгим и неглубоким, однако Д. был исключен из старшего класса гимназии, и ему пришлось завершать курс в ряде частных учебных заведений. "Мученичество" школьных лет, с муштрой и схоластикой, он впоследствии запечатлел в очерках "Школьные воспоминания" (Спб., 1902). В 1875 г. Д. поступает на юридический факультет Петербургского университета. В студенческие годы сближается с художниками, знатоками искусств, группировавшимися вокруг профессора А. В. Прахова, печатает рецензии, литературно-художественные обозрения в журнале "Пчела". Дебют Д. как писателя -- рассказ "Экзамен зрелости" (газета "Неделя".-- 1876.-- No 3--5.-- 15 апр.). Начинающий писатель послал письмо И. С. Тургеневу, в ответ на которое получил доброжелательное напутствие (хотя рассказа Тургенев не читал), содержащее характеристику "объективного писателя", которого "изучение человеческой физиономии, чужой жизни интересует больше, чем изложение собственных слов и мыслей..." (Письмо В. Л. Кигну от 16 июня 1876 г. // Тургенев И. С. Собр. соч.-- М., 1858.-- Т. 12.-- С. 492). В рассказе Д. намечена одна из ведущих впоследствии его тем -- "созревание" личности в борьбе идеального и прозаического, будничного начал. Герой-гимназист надеется стать "гражданином человечества", но одновременно предвидит одиночество и нравственное опустошение. По окончании университета (1878) Д. служит в земском отделении министерства внутренних дел, совмещая службу с занятиями литературой; с 1880 г. он постоянный автор "Недели", выходят циклы его очерков и этюдов: "Белорусские силуэты", "Издалека" (Спб., 1887), "Мы. Этюды" (М., 1889). Он печатается в журналах "Наблюдатель", "Вестник Европы", "Книжках Недели" и др. под псевдонимами: / (Единица), А. Б. и В. Дедлов (по названию родового имения Дедлово). В конце 80 гг. он выступает в "Неделе" с литературными обзорами. В 1886 г. оставляет службу, всецело посвящая себя литературе, искусству, путешествиям. Результатом длительных поездок (в качестве корреспондента "Недели") явились "Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции" (Пб., 1887), "Франкорусские впечатления. Письма с парижской выставки" (Пб., 1890). "Все образно, живо, весело, просто, жизненно -- качество весьма редкое в описаниях путешествий",-- писал рецензент "Русского богатства" о первой из этих книг (1888.-- No 1.-- С. 238). Достижения западной цивилизации Д. оценивает с точки зрения их пользы для народных масс. В 90 гг. он пишет в популярных в то время малых жанрах (этюды, зарисовки "с натуры"), черпая материал из жизни городской интеллигенции, чиновничества и пр. Позднее эти произведения были объединены в сборники "Лирические рассказы" (Пб., 1902), "Просто рассказы" (Пб., 1904). В 1892 г. выходит в свет единственная большая повесть Д. "Сашенька". В этом же году состоялось заочное знакомство Д. с А. П. Чеховым (встретились они немного позднее, их переписка охватывает период с 1892 по 1903 г.). В 90 гг. Д. служит в переселенческой конторе Оренбурга, где наблюдает мучительный процесс освоения Сибири русским крестьянством. "Переселенцы и новые места. Путевые заметки" (Спб., 1894) были высоко оценены критикой за правдивое изображение бедствий крестьян, страдающих от голода, болезней, нерасторопности и равнодушия чиновников (см.: Литературные приложения к "Ниве",-- 1894.-- No 12.-- С. 749; Мир божий.-- 1894.--No 12.-- С. 199--201; Вестник Европы.-- 1894.-- No 10.-- С. 851--861). В то же время предложенная Д. переориентация переселенчества с Востока на Юг и Запад (с целью остановить онемечивание русских земель) вызвала возражения (в частности, у рецензента "Вестника Европы"). В очерках "Вокруг России.-- Польша.-Бессарабия.-- Крым.-- Урал.-- Финляндия.-- Нижний. Портреты и пейзажи" (Пб., 1895), написанных на материале совершенной ранее поездки, обнаруживаются некоторые откровенно шовинистические тенденции, за что Д. был подвергнут резкой критике (см.: Мир божий.-- 1896.-- No 4.-- С. 297--304; Новое слово.-- 1896.-- No 11.-- С. 112--114; Русская мысль.-- 1896.-- No 11.-- С. 683--684). С конца 90 гг. Д. сотрудничает в газете "Новое время", публикуя, в частности, очерки "Из деревни". Вступление (формальное) в "Союз русского народа" довершает характеристику противоречивой общественнополитической позиции Д., эволюционирующей от либерально-буржуазного просветительства к консерватизму и шовинизму (см.: Букчин С. В.-- С. 141). Художественное творчество Д. конца 90 гг. (особенно рассказ "На лоне природы") оценивается неоднозначно: к недостаткам относят склонность к шаржу, натуралистические подробности (Русская мысль.-- 1890.-- No 4.-- С. 184--189), вторжение публицистики (Север.-- 1892.-- No 2.-- С. 1618--1620). На этом фоне ободряющим для Д. был
Стр.1