ДЕДЛОВ (настоящая фамилия Кигн), Владимир Людвигович [15(27).I.1856, Тамбов -- 4
(17).VI.1908, Рогачев] -- публицист, прозаик, критик. Родился в небогатой дворянской семье. Отец
писателя -- выходец из Пруссии, носил фамилию Kuhn, которая при переселении его предков в Польшу в
XVIII в. была записана как Кигн. Отец и дядя Д. стали первыми в роду католиками. Мать -- Елизавета
Ивановна, урож денная Павловская -- дочь подполковника, бело русского дворянина -- передала сыну и
свою православную религию, и любовь к Белоруссии, и интерес к литературе (Е. И. Павловская -- автор
статей о фольклоре, составитель сборника "Народные белорусские песни".-- Спб., 1853.-- См.: Букчин С.
В.-- С. 79--81). Д. считал себя "и православным, и русским" (Северный вестник.-- 1895.-- No 7.-- С. 79).
Образование Д. получил в Москве, сначала в немецкой "петершуле", затем в русской классической
гимназии. В 15 лет он увлекся идеями крестьянского социализма и даже организовал пропагандистский
кружок. Это увлечение было недолгим и неглубоким, однако Д. был исключен из старшего класса
гимназии, и ему пришлось завершать курс в ряде частных учебных заведений. "Мученичество" школьных
лет, с муштрой и схоластикой, он впоследствии запечатлел в очерках "Школьные воспоминания" (Спб.,
1902). В 1875 г. Д. поступает на юридический факультет Петербургского университета. В студенческие
годы сближается с художниками, знатоками искусств, группировавшимися вокруг профессора А. В.
Прахова, печатает рецензии, литературно-художественные обозрения в журнале "Пчела".
Дебют Д. как писателя -- рассказ "Экзамен зрелости" (газета "Неделя".-- 1876.-- No 3--5.-- 15 апр.).
Начинающий писатель послал письмо И. С. Тургеневу, в ответ на которое получил доброжелательное
напутствие (хотя рассказа Тургенев не читал), содержащее характеристику "объективного писателя",
которого "изучение человеческой физиономии, чужой жизни интересует больше, чем изложение
собственных слов и мыслей..." (Письмо В. Л. Кигну от 16 июня 1876 г. // Тургенев И. С. Собр. соч.-- М.,
1858.-- Т. 12.-- С. 492). В рассказе Д. намечена одна из ведущих впоследствии его тем -- "созревание"
личности в борьбе идеального и прозаического, будничного начал. Герой-гимназист надеется стать
"гражданином человечества", но одновременно предвидит одиночество и нравственное опустошение.
По окончании университета (1878) Д. служит в земском отделении министерства внутренних дел,
совмещая службу с занятиями литературой; с 1880 г. он постоянный автор "Недели", выходят циклы его
очерков и этюдов: "Белорусские силуэты", "Издалека" (Спб., 1887), "Мы. Этюды" (М., 1889). Он
печатается в журналах "Наблюдатель", "Вестник Европы", "Книжках Недели" и др. под псевдонимами: /
(Единица), А. Б. и В. Дедлов (по названию родового имения Дедлово). В конце 80 гг. он выступает в
"Неделе" с литературными обзорами. В 1886 г. оставляет службу, всецело посвящая себя литературе,
искусству, путешествиям. Результатом длительных поездок (в качестве корреспондента "Недели")
явились "Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции" (Пб., 1887), "Франкорусские
впечатления. Письма с парижской выставки" (Пб., 1890). "Все образно, живо, весело, просто,
жизненно -- качество весьма редкое в описаниях путешествий",-- писал рецензент "Русского богатства" о
первой из этих книг (1888.-- No 1.-- С. 238). Достижения западной цивилизации Д. оценивает с точки
зрения их пользы для народных масс. В 90 гг. он пишет в популярных в то время малых жанрах (этюды,
зарисовки "с натуры"), черпая материал из жизни городской интеллигенции, чиновничества и пр. Позднее
эти произведения были объединены в сборники "Лирические рассказы" (Пб., 1902), "Просто
рассказы" (Пб., 1904). В 1892 г. выходит в свет единственная большая повесть Д. "Сашенька". В этом же
году состоялось заочное знакомство Д. с А. П. Чеховым (встретились они немного позднее, их переписка
охватывает период с 1892 по 1903 г.). В 90 гг. Д. служит в переселенческой конторе Оренбурга, где
наблюдает мучительный процесс освоения Сибири русским крестьянством. "Переселенцы и новые места.
Путевые заметки" (Спб., 1894) были высоко оценены критикой за правдивое изображение бедствий
крестьян, страдающих от голода, болезней, нерасторопности и равнодушия чиновников (см.:
Литературные приложения к "Ниве",-- 1894.-- No 12.-- С. 749; Мир божий.-- 1894.--No 12.-- С. 199--201;
Вестник Европы.-- 1894.-- No 10.-- С. 851--861). В то же время предложенная Д. переориентация
переселенчества с Востока на Юг и Запад (с целью остановить онемечивание русских земель) вызвала
возражения (в частности, у рецензента "Вестника Европы"). В очерках "Вокруг России.-- Польша.-Бессарабия.--
Крым.-- Урал.-- Финляндия.-- Нижний. Портреты и пейзажи" (Пб., 1895), написанных на
материале совершенной ранее поездки, обнаруживаются некоторые откровенно шовинистические
тенденции, за что Д. был подвергнут резкой критике (см.: Мир божий.-- 1896.-- No 4.-- С. 297--304; Новое
слово.-- 1896.-- No 11.-- С. 112--114; Русская мысль.-- 1896.-- No 11.-- С. 683--684). С конца 90 гг. Д.
сотрудничает в газете "Новое время", публикуя, в частности, очерки "Из деревни". Вступление
(формальное) в "Союз русского народа" довершает характеристику противоречивой общественнополитической
позиции Д., эволюционирующей от либерально-буржуазного просветительства к
консерватизму и шовинизму (см.: Букчин С. В.-- С. 141). Художественное творчество Д. конца 90 гг.
(особенно рассказ "На лоне природы") оценивается неоднозначно: к недостаткам относят склонность к
шаржу, натуралистические подробности (Русская мысль.-- 1890.-- No 4.-- С. 184--189), вторжение
публицистики (Север.-- 1892.-- No 2.-- С. 1618--1620). На этом фоне ободряющим для Д. был
Стр.1