Pedagogical sciences УДК 159.973 DOI 10.17238/issn1998-5320.2017.28.80 Е. А. Стебляк, Омская гуманитарная академия, Омский государственный педагогический университет ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ Рассматривается опыт олигофренопедагогики в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни посредством формирования представлений о жизненном пути человека и становления жизненной перспективы. <...> Рассматриваются способы реализации в коррекционной работе принципа руководства планом жизни как конкретным практическим ориентиром в жизнедеятельности. <...> Вводится принцип познания содержательного характера связи между этапами жизненного пути. <...> Традиционная подготовка умственно отсталых (УО) воспитанников адаптивных школ к решению задач независимого жизнеустройства направлена на предупреждение социально-трудовой дезадаптации, социально-бытовой и коммуникативной некомпетентности. <...> Такие аспекты готовности к самостоятельной жизни, как готовность к семейной жизни и правовая компетенция, в настоящее время только начинают обеспечиваться учебными и воспитательными программами [1]. <...> При этом, по данным катамнестического исследования, лишь определённая часть выпускников адаптивных школ успешно осваивает различные профессии, справляется с бытом, взаимодействует с социумом, достигая социально-трудовой адаптации конформного типа [2]. <...> Единственное исследование, направленное на выработку целостного педагогического подхода к формированию готовности УО детей-сирот к самостоятельной жизни, по признанию автора Н. В. Москоленко, имело предварительный характер, нуждаясь в дальнейшей конкретизации и уточнении выдвинутых путей и способов решения заявленной проблемы [2]. <...> Впервые в олигофренопедагогике в программе подготовки к самостоятельному жизнеустройству были учтены особенности и возможности УО детей в построении замысла жизни. <...> Проведя качественное исследование <...>