Содержание работы раскрывает проблематику сольных фортепианных жанров сонаты и малого полифонического цикла. <...> К началу ХХ века Глазунов приходит уже сложивши. <...> Композитор на время удаляется от сочинения Седьмой симфонии. <...> Первая двухголосная фуга с авторской записью на рукописи: «Тема собственная. <...> Подражание e-moll’ной фуге Баха» написана в начале июня 1881 года. <...> Все вышеперечисленные сочинения являются удивительными примерами оживления идей, образов и языка барокко на постромантической почве. <...> Фортепианная соната в начале ХХ века становится особенно притягательной для Глазунова5 более объёмно отражает особенности его мышления. <...> Новый импульс в жизни русской фортепианной сонаты ощутим только в 90-е годы и проявляется в творческих поисках молодых московских композиторов: пять сонат Скрябина, (написанные в период с 1893 по 1907 год), Первая соната Рахманинова (1907), Метнера (f-moll ор. <...> К 1907 г. относится первая опубликованная соната Мясковского d-moll, ор. <...> Большинство из перечисленных опусов со временем окажутся более известными, чем сочинения А. К. Глазунова. <...> Новый виток развития сонаты, обозначившийся в творчестве петербургского композитора, был напрямую связан с симфонизацией инструмента. <...> Оркестровая трактовка рояля в единении с энергичным развитием принципа монотематизма становится отличительным стилевым признаком фортепианных сонат Глазунова. <...> 8 Однако характеристика симфонизации фортепиано Глазунова не сводится исключительно к описанию своеобразия черт музыкального эстетизма, поскольку творчество 7 его — гораздо более сложное явление. <...> Далее, в результате энергичного расслоения в центральном регистре организуется несколько независимых, темброво-поляризованных фактурных пластов. <...> Это относится к вступлению, построенному на едином органном басу, к длительно удерживаемой тонической основе в связующей партии и, безусловно, к побочной партии, основанной на том же фактурном принципе. <...> 15–16) Отмеченный <...>
Фортепианное_творчество_А._К._Глазунова.pdf
УДК 786.2
ББК 85.245
Л84
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки
Рецензенты:
Красногорова О.А., кандидат искусствоведения, зав. кафедрой
педагогики и методики музыкального образования ННГК им.
М.И. Глинки, доцент;
Приданова Е.В., кандидат искусствоведения, доцент кафедры
истории музыки ННГК им. М.И. Глинки.
Л84 Лукачевская М.Л. Фортепианное творчество А.К. Глазунова
: учебно-методическое пособие. — Н.Новгород : Издво
ННГК им. М.И. Глинки, 2012. — 88 с.
Учебно-методическое пособие, состоящее из пяти разделов,
является специальным исследованием, посвященным фортепианному
творчеству А.К. Глазунова. Содержание работы раскрывает
проблематику сольных фортепианных жанров сонаты и малого
полифонического цикла.
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей
и студентов музыкальных ВУЗов, являясь дополнением
к курсам «Истории русской музыки», «Анализа музыкальных
форм», а также «Теории фортепианного исполнительства».
УДК 786.2
ББК 85.245
© Лукачевская М.Л., 2012
© Нижегородская
государственная
консерватория (академия)
им. М. И. Глинки, 2012
2
Стр.2
Содержание
Раздел I. Особенности формирования зрелого
фортепианного стиля А. К. Глазунова
Раздел II. Драматургические закономерности в
сонатных циклах
Раздел III. Реализация принципа монотематизма
в драматургии малых полифонических циклов
Глазунова
Раздел IV. Оркестровая трактовка фортепианных
полифонических сочинений
Раздел V. Особенности формы в фугах Глазунова
Рекомендуемая литература
Примечания
3
19
47
62
70
81
83
87
Стр.87