Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> М.И. Глинки ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА Рабочая программа по специальности «Инструментальное исполнительство» («Оркестровые струнные инструменты») Автор-составитель: С.А. Зверева Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2012 1 УДК 787.19 ББК 85.245 И90 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории (академии) им. <...> М.И. Глинки И90 История исполнительского искусства: рабочая программа по специальности «Инструментальное исполнительство» («Оркестровые струнные инструменты») / Сост. <...> Пособие способствует формированию профессионального музыканта-исполнителя, умеющего ориентироваться в сложных стилевых, жанровых, национальных особенностях исполняемой музыки, и использовать накопленный опыт в педагогической и исполнительской деятельности. <...> Цель курса – формирование профессионально грамотного музыканта, способного ориентироваться в сложных стилевых, жанровых процессах, национальных особенностях исполняемой музыки, и умеющего использовать накопленный опыт в своей деятельности (как педагогической, так и исполнительской), в определении своих эстетических устремлений. <...> В задачи курса входит развитие способности студента на основе полученных знаний точнее оценивать место каждого явления в целостном процессе развития культуры (в частности, исполнительской), обнаруживать связи с другими видами искусства (живописью, скульптурой, литературой, танцевальным искусством), видеть перспективы дальнейшего развития исполнительской культуры, более глубоко понимать роль и значение исполнителя, как важного звена жизни музыкального искусства в обществе, формировать музыкальный вкус. <...> Некоторые темы введены в курс впервые, в частности, касающиеся старинной музыки – исторически достоверных правил исполнения, почерпнутых из источников <...>
История_исполнительского_искусства.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М.И. Глинки
ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО
ИСКУССТВА
Рабочая программа
по специальности «Инструментальное исполнительство»
(«Оркестровые струнные инструменты»)
Автор-составитель:
С.А. Зверева
Нижний Новгород
Издательство Нижегородской консерватории
2012
1
Стр.1
УДК 787.19
ББК 85.245
И90
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки
И90 История исполнительского искусства: рабочая
программа по специальности «Инструментальное
исполнительство»
(«Оркестровые струнные
инструменты») / Сост. С.А. Зверева. – Н.Новгород:
Изд-во ННГК им. М.И. Глинки, 2012. – 44 с.
Пособие способствует формированию профессионального
музыканта-исполнителя, умеющего ориентироваться в сложных
стилевых, жанровых, национальных особенностях исполняемой
музыки, и использовать накопленный опыт в педагогической и
исполнительской деятельности. Предназначено для студентов
исполнительских факультетов музыкальных вузов.
Рецензенты:
Пропищан С.Н., заведующая кафедрой струнных инструментов
Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки,
профессор;
Бочкова Т.Р., кандидат искусствоведения, профессор кафедры
истории музыки Нижегородской государственной консерватории
им. М.И. Глинки.
УДК 787.19
ББК 85.245
© Зверева С.А., 2012
© Нижегородская государственная
консерватория (академия)
им. М.И. Глинки, 2012
2
Стр.2
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Настоящая программа составлена с учетом требований
Государственного образовательного стандарта по специальности
070101 (050900) «Инструментальное исполнительство» (оркестровые
струнные инструменты), рассчитана на один год обучения (I курс – I,
II семестры; 105 часов).
Содержание курса. В основе курса лежит богатейший
фактологический материал, интересные явления исполнительства,
педагогики, композиторского творчества. Именно эта совокупность
исторических и теоретических знаний, практических навыков и
умений необходима для дальнейшей работы в области
исполнительства и педагогики.
Цель курса – формирование профессионально грамотного
музыканта, способного ориентироваться в сложных стилевых,
жанровых процессах, национальных особенностях исполняемой
музыки, и умеющего использовать накопленный опыт в своей
деятельности (как педагогической, так и исполнительской), в
определении своих эстетических устремлений.
В задачи курса входит развитие способности студента на
основе полученных знаний точнее оценивать место каждого явления в
целостном процессе развития культуры (в частности,
исполнительской), обнаруживать связи с другими видами искусства
(живописью, скульптурой, литературой, танцевальным искусством),
видеть перспективы дальнейшего развития исполнительской
культуры, более глубоко понимать роль и значение исполнителя, как
важного звена жизни музыкального искусства в обществе,
формировать музыкальный вкус.
Краткие методические указания. Студент должен научиться
работать с нотным текстом, стилистически верно его «читать»,
пользоваться соответствующими приемами игры, опираясь на
характерные для эстетики времени создания произведения правила
артикуляции, звукообразования, применения штрихов, динамики.
Самостоятельность мышления студента – будущего
профессионала – должна проявляться и в умении работать с книгой,
взыскательного слушания и анализирования различных
интерпретаций, освоение навыков грамотного письменного изложения
собственных мыслей и приобретенных знаний.
3
Стр.3
Jaime Laredo
Соната «Арпеджионе»:
Ф.Дружинин
Н.Гутман
20. Шуман Р.
Концерт для скрипки с оркестром:
Г.Кремер
Фантазия для скрипки и фортепиано C-dur:
Г.Кремер
Л.Коган
М.Яшвили
Скрипичные сонаты:
Г.Кремер
21. Эрнст Г.
Фантазия «Отелло» для скрипки с оркестром
А.Корсаков
К разделу IV:
1. Барток Б.
Чакона для скрипки solo:
И.Менухин
2. Берг А.
Концерт для скрипки с оркестром:
Л.Коган
В.Спиваков
3. Джобим
«Девушка из Ипанемы» и др. пьесы:
Е.Гринденко – Ю.Смирнов
4. Изаи Э.
Сонаты для скрипки solo:
Г.Кремер
М.Венгеров
5. Канчелли Г.
«Стикс» для альта с оркестром:
41
Стр.41
Ю.Башмет
6. Крейслер Ф.
Пьесы:
Ф.Крейслер
И.Стерн
Я.Хейфец
7. Кронос – квартет “Short stories”
8. Прокофьев С.
Концерт для скрипки №1:
Д.Ойстрах
В.Репин
Концерт для скрипки №2:
В.Муллова
З.Франческатти
Сонаты для скрипки и фортепиано №1, 2:
Г.Кремер
Соната для 2-х скрипок solo
Симфония для виолончели и оркестра:
М.Ростропович
И.Монигетти
9. Стравинский И.
Концерт для скрипки с оркестром:
Д.Ойстрах
10. Хачатурян А.
Концерт для скрипки с оркестром:
Д.Ойстрах
11. Хиндемит П.
Концерт для альта с оркестром:
12. Шенберг А.
Концерт для скрипки:
Л.Краснер
13. Шнитке А.
Концерты, concerti grossi:
Г.Кремер
42
Стр.42
Н.Гутман
Т.Гринденко
Сонаты для скрипки и фортепиано №№1-2:
М.Лубоцкий
Л.Исакадзе
Концерт для альта с оркестром:
Ю.Башмет
14. Шостакович Д.
Концерт для скрипки с оркестром №1:
Л.Коган
В.Репин
Концерт для скрипки с оркестром №2:
Д.Ойстрах
В.Третьяков
Квартеты (15):
Квартет им. Бородина
Концерты для виолончели с оркестром №№1-2:
М.Ростропович
А.Князев
Сонаты для скрипки, альта и фортепиано:
О.Коган, Ю.Башмет
43
Стр.43
СОДЕРЖАНИЕ
Организационно-методический раздел…………………. 3
Распределение часов курса по темам и видам работ…… 5
Содержание курса………………………………………… 8
Формы промежуточного и итогового контроля………... 22
Учебно-методическое обеспечение курса………………. 29
ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
Рабочая программа
по специальности «Инструментальное исполнительство»
(«Оркестровые струнные инструменты»)
Автор-составитель:
Зверева Светлана Анатольевна
Компьютерная верстка Е.В. Приданова
Ответственный за выпуск Т.Б. Суханова
Подписано в печать 06.06.2012. Формат 60*84/16.
Усл. печ. л. 2,56. Тираж 100 экз. Заказ № 246
ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М.И. Глинки»
603600 Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40
Отпечатано в ООО «Первая Печатная Компания»
Почтовый адрес: 603093 Нижний Новгород,
ул. Печёрский съезд, д. 24А
Юридический адрес: 603093 Нижний Новгород,
ул. Деловая, д. 1
www.onepk.ru
44
Стр.44