Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Музыка в диалоге культур и цивилизаций (350,00 руб.)

0   0
АвторыСиднева Татьяна Борисовна, Министерство культуры Российской Федерации , Российский гуманитарный научный фонд , Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки
ИздательствоНижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития
Страниц444
ID622386
АннотацияВ сборнике представлены материалы Международной научной конференции «Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-летию Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки», проведенной при поддержке Российского гуманитарного научного фонда с 14 по 18 ноября 2016 года. В двух томах издания отражен широкий спектр изучения музыки в культурном контексте, представленный в докладах и сообщениях российских и зарубежных ученых.
Кому рекомендованоСборник адресован специалистам, изучающим проблемы диалога цивилизационных процессов и культурных традиций в музыке, студентам-гуманитариям, а также всем, кто интересуется данной темой.
УДК78
ББК85.2
Музыка в диалоге культур и цивилизаций : к 70-летию Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки : сборник статей по материалам Международной научной конференции, 14-18 ноября 2016 г. / ред. Т. Б. Сиднева; Министерство культуры Российской Федерации, Российский гуманитарный научный фонд, Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки .— Нижний Новгород : Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития, 2016 .— 444 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/622386 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Российский гуманитарный научный фонд Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки МУЗЫКА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ К 70-ЛЕТИЮ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. <...> М. И. Глинки, 2016 16+ От редактора Т. Б. Сиднева Нижегородская музыковедческая школа и ее роль в отечественой науке о музыке За семь десятилетий существования Нижегородской консерваторией накоплен плодотворный опыт по организации дискуссий о процессах развития музыки в контексте диалога эпох и поколений, традиций и ментальностей, о ее взаимодействии музыки с другими видами искусства, внехудожественных параллелях. <...> Эти и еще многие музыканты-исследователи создали необходимую почву, на которой сформировалась нижегородская музыковедческая школа с ее особым тематическим пространством, методологическими предпочтениями, «пристрастиями» к определенному кругу проблем. <...> Соединение традиций двух столиц было положено в основу деятельности кафедры теории и истории музыки, руководителем которой был назначен к тому времени уже известный в стране музыкант-теоретик И. В. Способин (работавший в Горьковской консерватории с февраля 1947 по 1954 годы). <...> Выпускник Горьковской консерватории, имевший диплом под номером 2, В. М. Цендровский так описывает свои впечатления от занятий И. В. Способина: «…органичный сплав теории и истории музыки, музыка, расцветающая в соединении с проницательностью и глубиной суждений, широчайшая эрудиция, великолепные и тонкие фортепианные иллюстрации на память. <...> Горьковская консерватория находилась под угрозой закрытия как идеологически неблагонадежная и политически подозрительная, особенно после публикации Постановления ЦК 10 февраля 1948 года. <...> Мощным источником нижегородской научной школы стала деятельность в Горьковской консерватории выпускника МГК Д. В. <...> Расширяется круг тем, осваиваются новые методологии и исследовательские направления <...>
Музыка_в_диалоге_культур_и_цивилизаций.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.440
Стр.441
Стр.442
Стр.443
Стр.444
Музыка_в_диалоге_культур_и_цивилизаций.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Российский гуманитарный научный фонд Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки МУЗЫКА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ К 70-ЛЕТИЮ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. М. И. ГЛИНКИ Сборник статей по материалам Международной научной конференции 14–18 ноября 2016 г. ТОМ I Нижний Новгород 2016 Издательство Нижегородской консерватории
Стр.1
УДК 78 ББК 85.2 М89 Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ Соглашение № 16-04-14050/16 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-леМ89 тию Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки : сборник статей по материалам Международной научной конференции 14–18 ноября 2016 г. / отв. ред. Т. Б. Сиднева, ред. кол. : О. М. Зароднюк, А. А. Амрахова, Ю. С. Векслер, Т. Б. Суханова ; Нижегород. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Н. Новгород : Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. — Т. 1. — 444 с. ISBN 978-5-9908465-5-5 В сборнике представлены материалы Международной научной конференции «Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-летию Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки», проведенной при поддержке Российского гуманитарного научного фонда с 14 по 18 ноября 2016 года. В двух томах издания отражен широкий спектр изучения музыки в культурном контексте, представленный в докладах и сообщениях российских и зарубежных ученых. Сборник адресован специалистам, изучающим проблемы диалога цивилизационных процессов и культурных традиций в музыке, студентам-гуманитариям, а также всем, кто интересуется данной темой. УДК 78 ББК 85.2 ISBN 978-5-9908465-5-5 © Сиднева Т. Б., вступительная статья, 2016 © Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016 16+
Стр.2
От редактора Т. Б. Сиднева Нижегородская музыковедческая школа и ее роль в отечественой науке о музыке За семь десятилетий существования Нижегородской консерваторией накоплен плодотворный опыт по организации дискуссий о процессах развития музыки в контексте диалога эпох и поколений, традиций и ментальностей, о ее взаимодействии музыки с другими видами искусства, внехудожественных параллелях. В свой юбилей ННГК стала площадкой для дискуссий отечественных и зарубежных ученых по актуальным проблемам музыкальной науки. Для обсуждения фундаментальной темы «Музыка в диалоге культур и цивилизаций» были приглашены ведущие ученые России, Украины, Беларуси, Азербайджана, Китая, Германии, Сербии. Возможность организации дискуссии на столь масштабную тему обоснована всей историей консерватории — историей, вехи которой отражают становление прочных интеллектуальных традиций, их развитие и обновление. Как известно, все сколь-нибудь значительное не создается из одного источника, оно прорастает из взаимодействия разнообразных тенденций, питается множеством истоков и начинаний. Так и утверждению нижегородской школы музыковедения предшествовали важные события, происходившие задолго до создания музыкального вуза в нашем городе. Реальная история музыкальной науки в Нижнем Новгороде насчитывает около двух столетий и восходит к именам А. Д. Улыбышева, осуществившего грандиозный замысел написания «Новой биографии Моцарта» (1843); В. Ю. Виллуана, в 1873 году возглавившего Нижегородское отделение РМО (будучи по основной профессии скрипачом, он одновременно был известен и как автор «Практического руководства» по элементарной теории музыки). Следует упомянуть и Е. О. Гунста, автора книги «Скрябин и его творчество» (созданной на основе «драгоценных указаний композитора» и изданной в 1915 году), в 1918–1919 годы возглавлявшего народную 3
Стр.3
Музыка в диалоге культур и цивилизаций консерваторию в Нижнем Новгороде. Для истории музыкальной науки несомненную значимость имеет также теоретическая деятельность педагога музыкального техникума (а позднее — открывшейся Горьковской консерватории) Н. Н. Полуэктовой. Эти и еще многие музыканты-исследователи создали необходимую почву, на которой сформировалась нижегородская музыковедческая школа с ее особым тематическим пространством, методологическими предпочтениями, «пристрастиями» к определенному кругу проблем. При создании консерватории в послевоенном 1946 году в Горьком важной установкой стало воспитание грамотных музыкантов: из тридцати студентов наряду с пианистами, вокалистами, оркестрантами в вуз были приняты семь музыковедов. Нет необходимости объяснять, какое трудное это было время: предоставленное здание находилось в крайне аварийном состоянии и требовало капитального ремонта, отсутствовали учебники и ноты, инструментарий был очень скудным, вуз не имел возможности принимать иногородних студентов и были сложности в приглашении преподавателей из других городов. Тем не менее, с первых дней работы консерватории были заданы высокие критерии музыкального искусства и науки, определенные мастерством столичных музыкантов. Первыми музыковедами-преподавателями стали выпускники и педагоги Московской (И. В. Способин, О. К. Эйгес, М. А. Цветаев, Л. С. Мухаринская, Н. Р. Котлер, В. Г. Блинова, А. А. Нестеров) и Ленинградской (А. А. Касьянов, В. Я. Трайнин В. А. Коллар и др.) консерваторий. Соединение традиций двух столиц было положено в основу деятельности кафедры теории и истории музыки, руководителем которой был назначен к тому времени уже известный в стране музыкант-теоретик И. В. Способин (работавший в Горьковской консерватории с февраля 1947 по 1954 годы). Он стал безусловным «центром притяжения» становящегося горьковского музыковедения и фактически «построил систему музыковедческого образования в вузе» [7, с. 7]. Выпускник Горьковской консерватории, имевший диплом под номером 2, В. М. Цендровский так описывает свои впечатления от занятий И. В. Способина: «…органичный сплав теории и истории музыки, музыка, расцветающая в соединении с проницательностью и глубиной суждений, широчайшая эрудиция, великолепные и тонкие фортепианные иллюстрации на память. И все это 4
Стр.4
От редактора в артистически непринужденной, часто остроумной форме, без тяжеловесного наукообразия» [ 7, с. 7]. Работа И. В. Способина в Горьком совпала с периодом расцвета его научной деятельности, когда им были написаны и изданы «бригадный» (в соавторстве с И. Дубовским, С. Евсеевым, В. Соколовым) учебник гармонии, первый в стране современный учебник «Музыкальная форма», сборники сольфеджио, «Элементарная теория музыки». Для горьковских студентов И. В. Способин стал кумиром, в котором восхищало все: и безупречный академический профессионализм, и фантастическая эрудиция, и монументальность фигуры, и величественная размеренная походка, и сочетание профессиональной строгости и антиакадемизма. Об «антиакадемизме» пишет О. В. Соколов, имея в виду способность И. В. предохранять, «подобно невидимой броне» от дурного конформизма, «ненавязчиво воспитывать независимость вкуса, не подвластного никаким идеологическим предписаниям» [5, с. 56]. В архиве Нижегородской консерватории хранится заявление профессора, заведующего кафедрой теории музыки Московской консерватории о приеме на работу: «Согласно Вашему приглашению и предварительным переговорам прошу оформить надлежащим образом мои отношения с Горьковской консерваторией, в которой мне предстоит работать с февраля 1947 года. 5.II.1947. И. В. Способин» [1]. За нестандартно сформулированным заявлением даже в столь кратком тексте перед нами предстает масштабная личность и непреклонный характер. Период работы И. В. Способина в Горьком совпал с огульными обвинениями в формализме его музыковедческих идей. Горьковская консерватория находилась под угрозой закрытия как идеологически неблагонадежная и политически подозрительная, особенно после публикации Постановления ЦК 10 февраля 1948 года. В этой политически опасной ситуации коллегам и студентам ученый показал пример принципиальности и даже дерзкой смелости: он намеренно обострял внимание к форме. По поводу известного труда Б. Асафьева даже шутил, что название работы «Музыкальная форма как процесс» «приобретает не музыкально-драматургический, а судебно-юридический смысл» [7, с. 9]. Смелость, принципиальность и независимость суждений стали родовой чертой горьковского-нижегородского музыковедения. Многие годы город был «закрытым» и не раз становился ме5
Стр.5
Содержание Сиднева Т. Б. Нижегородская музыковедческая школа и ее роль в отечественной науке о музыке ............................................................................ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИИ В МУЗЫКОЗНАНИИ: PRO ET CONTRA Науменко Т. И. Современное отечественное музыковедение в мировом научном контексте: к постановке проблемы ............................... 12 Сусидко И. П. Музыкальная культура XVIII века: новые оценки vs привычные представления .................................................................. 21 Сыров В. Н. Лейтмотив Шемаханской царицы как интонационный архетип .................................................................................................. 25 Валькова В. Б. Лондонский дебют С. В. Рахманинова: материалы к биографическому сюжету ..................................................................... 33 Кривицкая Е. Д. «Соната, чего ты хочешь от меня?» Диалог эпох в позднем творчестве Дебюсси ............................................................... 43 Зенкин К. В. К вопросу о понятии «национальная школа» ................. 53 Екименко Т. С. Преломление национального начала в музыке композиторов Карелии ............................................................................... 66 Гуревич В. А. Встречи с А. А. Касьяновым: из воспоминаний двух поколений одной семьи........................................................................ 73 Крылова А. В. Экология культуры в проблемном поле музыкознания ......................................................................................................... 78 Цареградская Т. В. Музыкальный жест как феномен .......................... 84 Барсова И. А. Эдисон Денисов слушает Моцарта ................................ 98 Векслер Ю. С. Запад и Восток в музыке и философии Йозефа Маттиаса Хауэра .............................................................................................. 112 Кром А. Е. Русские рецепции в творчестве С. Барбера ....................... 121 Саввина Л. В. Музыкальное мышление XX века: можно ли его назвать «казусным»? ................................................................................. 129 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ Праздников Г. А. Современная художественная культура: экзистенциально-нравственные константы в условиях тектонического взрыва .................................................................................................... 135 Птушко Л. А. Музыкальная журналистика в диалоге культур и цивилизаций ............................................................................................. 144 3
Стр.440
Зусман В. Г., Зусман Н. Д. Шекспир и музыка ...................................... 152 Белоногова В. Ю. Пушкин и Улыбышев: два эпизода из жизни современников ......................................................................................... 159 Долгова Н. Б. Русская философия о роли культуры в жизни общества ........................................................................................................ 167 Булычева Е. И. Образы музыки в творчестве прерафаэлитов ............. 176 Ступина Е. С. Использование амфитезы для создания образа гармоничной личности в романе И. А. Гончарова «Обрыв» ........................ 182 Шумакова О. Н. Сохранение и развитие культуры народов, населяющих Нижегородскую область, как основа гармонизации межэтнических отношений ................................................................................ 186 Марик В. Б. Проблемное поле исследований одесских музыковедов на современном этапе .......................................................................... 189 Шор Ю. М. Музыка и музыкальность в пространстве гуманитарного знания .................................................................................................... 196 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ Москвина О. А. «И: празднество в разгаре» С. Губайдулиной: от Страстей к Апокалипсису ..................................................................... 202 Молодова Н. А. Оркестровые поэмы С. Стразова: диалог с романтической традицией ................................................................................. 212 Зароднюк О. М. Вокальная лирика Татьяны Сергеевой в диалоге культур ................................................................................................... 218 Яшенков И. А. Dramma per musica С. Слонимского «Король Лир» в жанровом диалоге с К. Монтеверди .................................................... 222 Шикина Г. А. Ефим Голышев — дадаист: парадокс исчезнувшей музыки ....................................................................................................... 228 Горюнова В. К. Англия Александра Кнайфеля: «Кентервильское привидение» ................................................................................................ 231 Кощеева М. В. Австро-немецкое кабаре как художественно-артистический феномен .................................................................................... 239 Гаркуша М. М. Музыка Астора Пьяццоллы в контексте диалога эпох 244 Присяжнюк Д. О. Музыкальный риторизм как искусство диалога: из «вчера» в «завтра» ............................................................................. 251 Суворкина Е. А. К проблеме авторского жанра в современной музыке .. 260 Петров В. О. Акционизм в искусстве как явление эпатажа ............... 265
Стр.441
КЛАССИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В ДИАЛОГЕ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ Ульянова Р. А. Антон Августович Герке в контексте отечественной музыкальной культуры XIX века .......................................................... 270 Бочкова Т. Р. Романтическая органная соната в диалоге с барокко: к постановке проблемы ........................................................................... 278 Буслаева Н. В. «Братья по разуму и духу» (реформы Ф. Листа, Ф. Бузони и Г. Гульда в искусстве интерпретации) ............................ 282 Разгуляев Р. А. «Грозовая» соната Н. Метнера и Appassionata Л. ван Бетховена: опыт сравнительного анализа .......................................... 285 Леопа И. П. «После мрака надеюсь на свет» (песни Густава Малера 1901–1902 годов) .................................................................................... 292 Галкин А. А. Природа в жизни и творчестве Густава Малера ............. 299 Корнишина И. С. «Параллельные миры» Мередит Монк: средневековье и современность (на примере фильма «Book of Days») ........... 305 Васенина С. А. К проблеме диалога исполнителя и звукорежиссера (на примере аудиозаписей В. Горовица) ............................................. 309 Воробьева О. А. Диалог композитора и исполнителя в трех фортепианных циклах Родиона Щедрина ..................................................... 313 Лежнева И. В. Влияние И. Стерна, И. Менухина и Г. Шеринга на взгляды представителей отечественной скрипичной школы 40–60-х годов ХХ века ........................................................................... 321 Суханова Т. Б. К вопросу об истоках скрипичных классов Нижегородской консерватории ........................................................................ 330 Ануфриева Д. Н. Жизнь и творчество В. В. Шауба ............................... 337 Ена С. А. Нижегородская композиторская школа: диалог поколений .. 343 ВОСТОК – ЗАПАД, ИЛИ СЕВЕР – ЮГ? НОВЫЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АНТИТЕЗЫ» В ПОЛИЛОГЕ КУЛЬТУР Евдокимова А. А. Сербский Осмогласник: диалог сквозь века ........... 351 Рашкович А. Д. Русские стихирари Дьячье око XVI–XVII веков как источники изучения гимнографии в честь сербских святых ............. 358 Стразова Н. С. Сербская фортепианная миниатюра как синтез общеевропейских и национальных традиций ............................................. 363 Фиденко Ю. Л. Диалогичность современного культового репертуара Католической церкви: российско-польские музыкальные встречи .... 368 Магон С. А. Булериас и коррида: одно зеркало на двоих .................... 373
Стр.442
Платонова О. А. Музыкальная структура сальсы сквозь призму родственных жанров Латинской Америки ................................................ 378 Пэн Чэн. Западные музыкальные инструменты в творчестве китайских композиторов ............................................................................... 385 У Цзин Юй. «Турандот» Пуччини в интерпретациях китайских режиссеров ................................................................................................ 395 Медведева Ю. П. Опера с «китайским акцентом»: о жанровой специфике сицюй ....................................................................................... 401 Чжэн Цзин. Роль эрху в оркестре китайского традиционного театра .......................................................................................................... 409 Му Цюаньчжи. Влияние международных контактов на становление скрипичной культуры в Китае.............................................................. 413 Харлов А. В. Эволюция технических средств записи традиционного фольклора (из опыта работы нижегородских фольклористов) ......... 419 Петри Э. К. «За морем синичка…» (народная песня в пространстве культуры) ............................................................................................... 423 Сведения об авторах ................................................................................... 435
Стр.443
Научное издание МУЗЫКА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ К 70-ЛЕТИЮ Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Сборник статей по материалам Международной научной конференции 14–18 ноября 2016 г. Том 1 Ответственный редактор: Сиднева Татьяна Борисовна Редакционная коллегия: Зароднюк Оксана Михайловна Амрахова Анна Амраховна Векслер Юлия Сергеевна Суханова Татьяна Борисовна Компьютерная верстка А. С. Платонова Дизайн обложки В. А. Музыченко Корректор Л. А. Зелексон Подписано в печать 20.12.2016. Формат 60*90/16. Усл. печ. л. 27,75. Тираж 200 экз. Заказ № К-7556. ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки» 603950, Нижний Новгород, ГСП-30, ул. Пискунова, д. 40. www.nnovcons.ru Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в АО «ИПК "Чувашия"», 428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 13.
Стр.444