Научно-технический вестник Брянского государственного университета, 2017, №2
УДК 656.073
К ВОПРОСУ О ВМЕСТИМОСТИ СКЛАДОВ ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ
Илесалиев Д.И.
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, Ташкент, Узбекистан
Предложены математические модели, устанавливающие взаимосвязи между отдельными параметрами склада
тарно-штучных грузов. Модели использованы при исследовании взаимного влияния параметров друг на друга,
также определены вместимости складов тарно-штучных грузов.
Ключевые слова: тарно-штучный груз, стеллаж, поддон, склад, участок хранения, вместимость склада
DOI: 10.22281/2413-9920-2017-03-02-154-162
Введение. В условиях рыночных отношений
Узбекистан расширил международные
связи, одновременно увеличилась доля
железнодорожного транспорта при международных
перевозках тарно-штучных грузов
[5, 7, 10-12]. Необходимость их своевременной
доставки выдвигает требования как к
процессу перевозки, так и к складским технологиям
[1, 17, 18]. Склады, располагающиеся
в пунктах перегрузки грузов с одного вида
транспорта на другие, выполняют важные
функции по преобразованию грузопотоков с
целью дальнейшего наиболее эффективного
транспортирования [5, 10]. Эффективность
доставки существенно зависит от того,
насколько хорошо оснащены и организованы
эти склады на транспорте.
При проектировании, реконструкции или
оптимизации склада тарно-штучных грузов
необходимо выбрать наилучший способ
складирования грузов, тип и параметры
стеллажного оборудования. При этом должно
обеспечиваться наиболее полное заполнение
площади склада грузами, а также минимальные
затраты при перемещении груза
внутри склада [2-4, 6, 8, 13-16]. На сегодняшний
день в складской системе узким
местом является зона хранения склада [4, 8,
9]. Это явление связано с наибольшей занятостью,
низкой производительностью труда,
а в некоторых случаях – с применением малоквалифицированной
рабочей силы.
Существующие способы по расчёту вместимости
склада тарно-штучных грузов не
достаточно совершенны. Возникает необходимость
в уточнении и дополнении существующих
и разработке более точного способа
вместимости складов тарно-штучных
грузов. В различных источниках литературы
говорится о рациональном расположении
каркасных стеллажей, при этом многие рекомендации
не обоснованы. В связи с этим в
данной работе решаются вопросы:
- о расположении стеллажей по ширине
склада;
- об укладке поддона в глубину стеллажа;
- о вместимости склада по высоте;
- о рациональном соотношении ширины
и длины.
1. Определение основных параметров
зоны хранения склада. Вместимость склада
тарно-штучных грузов определяется числом
грузовых складских единиц, размещающихся
в его зоне хранения. При проектировании зоны
хранения необходимо выбрать наиболее
рациональный способ складирования тарноштучных
грузов, тип складских единиц, стеллажного
и подъёмно-транспортного оборудования.
При этом необходимо полное заполнение
зоны хранения склада грузовыми единицами
и максимальное использование складских
объёмов. Вместимость склада тарноштучных
грузов определяется по формуле
R x y z
,
(1)
где x – число транспортных пакетов, располагаемое
по ширине складского здания; y –
число транспортных пакетов по длине складского
здания; z – число ярусов по высоте
складского здания.
Число транспортных пакетов, располагаемое
по ширине складского здания, можно
определить по следующей формуле:
x 2
B-B -B0
э
B 2 (a
пр w)
,
(2)
где 2 – число стеллажей в секции, состоящей
из двух стеллажей и прохода между ними; B
– ширина крытого склада, мм; В0 – часть ширины
крытого склада, которая не может занята
стеллажами, мм; Bпр – ширина между
154
Стр.1