ISBN 978-5-87149-182-9 Александр Сокуров замечательно сказал о своем друге и соратнике: «Юрий Арабов обладает уникальным сочетанием мощного интеллекта, тонкой художественной интуиции, грустной иронии и страсти. <...> Арабов созидает исключительно авторское кино, которое позволяет современной русской культуре не потерять лицо. <...> Арабов и Сокуров — 35 лет вместе «Одинокий голос человека» . <...> 228 ПРЕДИСЛОВИЕ Александр Сокуров замечательно точно сказал о своем друге и соратнике: «Юрий Арабов обладает уникальным сочетанием мощного интеллекта, тонкой художественной интуиции, грустной иронии и страсти. <...> Юрий Николаевич терпеливо парировал: «Если скуку рассматривать как релаксацию и паузу, во время которой можно о чем-то подумать или ощутить, то подобная «скука» может стать сугубо полезной. <...> Фильмы Брессона или Бергмана никак веселыми не назовешь»2 Феномен Арабова состоит еще и в том, что Юрий Николаевич энци. клопедичен. <...> Я коротко познакомился с Арабовым осенью 2002 года. <...> Ранее мы пересекались во ВГИКе, где с 1997-го я преподавал мастерство кинокритики, а Юрий Николаевич заведовал кафедрой кинодраматургии и вел курс мастерства сценариста. <...> В ходе телефонных переговоров Арабов предложил свой первый роман — «Биг-бит». <...> 19 ноября мы встретились во ВГИКе, и Юрий Николаевич передал мне диск. <...> Он воспроизведет их в повести «Времена года», сценариях «Одинокий голос человека», «Дни затмения», «Круг второй», «Камень». <...> Выразителем, символом человеческой свободы были для самого Арабова «Биттлз». <...> Не один журналист, бравший интервью у Юрия Николаевича, делал вид, что изумлен этим мнением Арабова. <...> Образное выражение эта эволюция получила в сценарии и фильме «Юрьев день» (2008). <...> Черная кошка пробежала между Фондом Андрея Первозванного и Арабовым в 2005 году. <...> Отдельно Арабов рассматривает любовь родителей к детям («Завещание Ленина», «Юрьев день», «Чудо»). <...> Юрий Арабов начинал как сценарист с увлечения модерном. <...> »8 Из всех сочинителей-постмодернистов <...>
Феномен_Юрия_Арабова_Сборник_эссе_учебное_пособие.pdf
УДК 778.5с/р(09)3
ББК 85.374(2)
Т985
Рекомендовано к печати Ученым советом Научно-исследовательского
института киноискусства Всероссийского государственного института
кинематографии им. С. А. Герасимова
Рецензенты:
ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства ВГИК, кандидат искусствоведения
Д. Л. Караваев
доктор филологических наук, профессор А. А. Калмыков
Т985
Тюрин Ю. П.
Феномен Юрия Арабова: Сборник эссе. — М.: ВГИК, 2015. — 234 с.: илл.
ISBN 978-5-87149-182-9
Александр Сокуров замечательно сказал о своем друге и соратнике: «Юрий Арабов
обладает уникальным сочетанием мощного интеллекта, тонкой художественной интуиции,
грустной иронии и страсти. По правде говоря, использовать его талант в кинематографе
— все равно, что хрустальной вазой забивать гвозди. Как правило, кино не нуждается
в таком уровне культуры и литературного мастерства».
17 эссе составляют книгу-сборник «Феномен Юрия Арабова». Известный киновед
и писатель Ю. П. Тюрин провел первое в нашем киноведении монографическое исследование
творчества выдающегося кинодраматурга современности. Арабов созидает исключительно
авторское кино, которое позволяет современной русской культуре не потерять
лицо. В этом его феномен.
«Остров Арабова» рассматривается автором книги в контексте кинопроцесса последних
35 лет, кинематографических и исторических событий времени, в оценках коллег
и критики.
Для широкого круга кинозрителей.
УДК 778.5с/р(09)3
ББК 85.374(2)
ISBN 978-5-87149-182-9
© Тюрин Ю. П., 2015
© Всероссийский государственный институт
кинематографии им. С. А. Герасимова, 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................... 4
Часть 1. Арабов и Сокуров — 35 лет вместе
«Одинокий голос человека» .................................21
«Скорбное бесчувствие» ....................................33
«Дни затмения» ............................................41
«Спаси и сохрани» ..........................................53
«Круг второй» ..............................................66
«Камень» ...................................................77
«Мать и сын» ...............................................86
«Молох» ....................................................93
«Телец» ...................................................103
«Солнце» ..................................................117
«Фауст» ...................................................132
Часть 2. От модернизма до универсального реализма
«Господин оформитель» ...................................147
«Посвященный» ...........................................159
«Игра в модерн» ...........................................169
«Юрьев день» .............................................176
«Чудо» ....................................................193
«Орда» ....................................................205
Фильмография ...............................................228
Стр.3