Пшеничная ЗАДУМАТЬ И НАРИСОВАТЬ МУЛЬТФИЛЬМ Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова А. <...> Пшеничная ЗАДУМАТЬ И НАРИСОВАТЬ МУЛЬТФИЛЬМ Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по кинематографическим специальностям. <...> Москва ВГИК 2014 УДК 778.5.05:778.534.6 ББК 85.37 С 60 Рецензенты: заслуженный художник РСФСР, заведующий кафедрой режиссуры анимационного фильма и компьютерной графики ВГИК, доцент В.Н. Зуйков, ведущий редактор НИИ киноискусства Г.Н. Бородин С 60 Солин А.И., Пшеничная И.А. <...> ISBN 978-5-87149-165-2 Анатолий Иванович Солин и Инна Александровна Пшеничная, сценаристы, режиссеры и художники многих мультипликационных фильмов и популярных мультсериалов, среди которых «Приключения Мюнхаузена», «Неуловимый Фунтик», «Великолепный Гоша», «Русские сатирические сказки», делятся своим практическим опытом создания этих произведений. <...> В настоящее время они руководят мастерской режиссуры анимационного фильма, где успешно обучают студентов ВГИКа режиссуре, изобразительному решению фильма и классической анимации. <...> В 1973 году на киностудии «Мульттелефильм» А.И. Солин дебютировал в качестве режиссера лентой «Приключения Мюнхаузена». <...> Фильм «Приключения Мюнхаузена» (впоследствии — сериал) обнаружил взрывной актерский темперамент и изысканный графический стиль, ставший отличительной чертой творчества замечательных мастеров. <...> В ней рассказывается о замысле, идее, изобразительном и звуковом решении фильма, о наиболее разумной и органичной для избранной темы анимационной технологии, о формировании мировоззрения молодого режиссера. <...> Книга Анатолия Солина и Инны Пшеничной «Задумать и нарисовать мультфильм» сконцентрировала в себе ценнейшие знания об искусстве анимации, о способах создания мультипликационного фильма <...>
Задумать_и_нарисовать_мультфильм_учебное_пособие_(1).pdf
УДК 778.5.05:778.534.6
ББК 85.37
С 60
Рецензенты:
заслуженный художник РСФСР,
заведующий кафедрой режиссуры анимационного фильма
и компьютерной графики ВГИК, доцент В.Н. Зуйков,
ведущий редактор НИИ киноискусства Г.Н. Бородин
С 60 Солин А.И., Пшеничная И.А.
Задумать и нарисовать мультфильм. — М. : ВГИК, 2014. — 300 с.
ISBN 978-5-87149-165-2
Анатолий Иванович Солин и Инна Александровна Пшеничная, сценаристы,
режиссеры и художники многих мультипликационных фильмов и популярных
мультсериалов, среди которых «Приключения Мюнхаузена», «Неуловимый
Фунтик», «Великолепный Гоша», «Русские сатирические сказки», делятся своим
практическим опытом создания этих произведений.
УДК 778.5.05:778.534.6
ББК 85.37
© А.И. Солин, И.А. Пшеничная, текст, иллюстрации, макет, 2014
© Всероссийский государственный университет кинематографии
имени С.А. Герасимова (ВГИК), 2014
Стр.2
Содержание
Предисловие ... 3
Вступление ... 8
Часть 1. Создание литературного сценария
Тема, идея и замысел ... 12
Фабула, сюжет, содержание ... 14
Структура сценария. Деление действия на части ... 15
Часть 2. Средства выразительности
«Аттракцион» и «трюк» как элементы сюжета ... 34
О комическом ... 36
О сказках ... 42
О гротеске ... 58
О лирике ... 60
О трагическом ... 66
Часть 3. Подготовительный период
Режиссерский замысел ... 78
РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ
Форма записи режиссерского сценария ... 80
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Визуальные выразительные средства ... 86
Сбор подсобного материала ... 103
Создание персонажей ... 104
Эскизы для мультфильма ... 113
Раскадровка ... 152
Компоновки ... 168
«Мизансцена» и «мизанкадр»
в мультипликационном фильме ... 172
Приемы художественного монтажа ... 177
«Комфортная» и «акцентная»
системы художественного монтажа ... 179
Пластическая выразительность композиции кадра ... 180
Спецэффекты ... 183
Надписи ... 183
Некоторые правила цветовых гармоний ... 184
Стиль произведения ... 186
298
Стр.298
ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Разнообразные виды звука ... 188
Запись актеров ... 191
Часть 4. Производство мультфильма
Награды за производственные успехи ... 197
График производства ... 197
Временные нормативы ... 198
АНИМАЦИЯ И ДРУГИЕ ПРОЦЕССЫ
«Аниматик» — репетиция экранной версии мультфильма ... 200
Начало работы с художником-мультипликатором ... 200
Время и пространство ... 206
Принцип «сжатие — растяжение» ... 206
Дуги, кривые, траектории ... 207
Эффект скорости. Удар ... 207
«Упреждение», «оттяжка», «захлёсты», «статика» ... 207
Центр внимания, выразительные позы,
эмоция, жест, реакция ... 209
Репличные мимические сцены. Артикуляция ... 212
Дополнительные действия и выразительная деталь ... 212
Фоны. Иллюзия глубины ... 214
Контур, раскраска, монтаж в цвете,
финальная перезапись и эталонная копия ... 218
Самообучение ... 220
Авторские права
художника-постановщика мультфильмов ... 251
Заключение ... 254
Часть 5. Информация
Фильмография ... 258
Библиография ... 267
Словарь терминов ... 269
299
Стр.299