ЭСТЕТИКА ЗВУКА В СОВЕТСКОМ И ПОСТСОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК Юлия Михеева ЭСТЕТИКА ЗВУКА В СОВЕТСКОМ И ПОСТСОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ МОСКВА ВГИК 2016 УДК 778.5.04.071:78 ББК 85.374 М-695 Монография публикуется по решению ученого совета Научно-исследовательского института киноискусства ВГИК Рецензенты: доктор искусствоведения Н.А. Цыркун доктор философских наук В.И. Самохвалова Михеева Ю.В. <...> Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе. <...> 12 Изоморфизм визуального и аудиального рядов в немом фильме. <...> Проблема аутентичности звукового решения фильмов дозвукового периода. <...> Звук как способ и направление мышления во внутрикадровом времени фильма. <...> Элементы звуковых игр в экранном пространстве: музыкальные цитаты, автоцитаты, квазицитаты, стилизации. <...> Звуковая ирония как авторское отношение к экранному действию. <...> Звуковой коллаж: художественная форма, игровая деятельность, авторское мировидение Глава IV. <...> Режиссер, работающий для этой аудитории, вынужден использовать звук в ограниченном диапазоне его эстетических возможностей — в основном как «направителя эмоций», своего рода «психагога» (это мы наблюдаем, прежде всего, в голливудской кинопродук Эстетика звука 5 ции, изобилующей закадровой комментирующей музыкой, что, впрочем, вовсе не говорит о ее низком качественном уровне), а иногда и «фокусника», поражающего чудесами саунд-дизайна. <...> Но некоторые тенденции проявляются сами в актуальном художественном процессе, отражающем, в свою очередь, состояние сознания современного человека. <...> В этом отношении, думается, интересно отметить одну тенденцию, а именно: перетекание интереса создателей кинопроизведения от использования закадрового звука как четко выраженного авторского отношения к экранному действию — к созданию вполне эмоционально нейтральной, отстраненной в оценочном <...>
Эстетика_звука_в_советском_и_постсоветском_кинематографе_учебное_пособие_(1).pdf
УДК 778.5.04.071:78
ББК 85.374
М-695
Монография публикуется по решению ученого совета
Научно-исследовательского института киноискусства ВГИК
Рецензенты:
доктор искусствоведения Н.А. Цыркун
доктор философских наук В.И. Самохвалова
Михеева Ю.В.
Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе. —
М.: ВГИК, 2016. — 241 с., ил.
ISBN 978-5-87149-193-5
Монография посвящена многоаспектному рассмотрению звука в отечественном
кинематографе. Начиная с первых десятилетий существования кино, интерес
теоретиков к этой области кинотворчества сводился к двум общим вопросам:
что делает звук в фильме? (т.е. каковы смыслы соединения звука с визуальным
рядом, функционирования звука в кадре и за кадром) и как звук это делает? (т.е.
каковы формы и способы образования этих смыслов). С развитием и усложнением
художественного языка киноискусства, в особенности с появлением авторского
кинематографа, включенного в обширное поле интертекстуальных связей, перед
исследователем с неизбежностью встает и еще один вопрос: почему так в фильме
использован звук? Автор пытается ответить на этот вопрос, вникая в специфику
режиссерской эстетики.
Книга адресована теоретикам и практикам кино, студентам высших учебных
заведений в сфере кинематографии, а также читателям, интересующимся теоретическими
проблемами киноискусства.
© Михеева Ю.В., 2016
© Всероссийский государственный институт
кинематографии имени С.А. Герасимова, 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................... 4
Глава I. Изоморфизм vs. контрапункт .................... 12
Изоморфизм визуального и аудиального рядов в немом фильме.
Становление авторства в звуковом решении фильма. Проблема
аутентичности звукового решения фильмов дозвукового периода.
Аудиовизуальный контрапункт: манифестация звуковой
субъективности. Эволюция аудиовизуального контрапункта
Глава II. Рефлексия ..................................... 50
Относительный и абсолютный аспекты звукового пространства
фильма. Эстетическая локализация автора и типология
звукозрительных решений в кинематографе. Звук как способ и
направление мышления во внутрикадровом времени фильма.
Экзистенциальная рефлексия в звуке. Фильмы «человеческого
предела» и звуковой экстазис. Трансцендентальность рефлексии
Глава III. Игра ........................................ 116
Понятие игры в культуре ХХ века. Структура игрового пространства.
Элементы звуковых игр в экранном пространстве: музыкальные
цитаты, автоцитаты, квазицитаты, стилизации. Звуковые
«случайности» и импровизации. Театрализация музыкально-звуковых
феноменов. Интонационные игры. Звуковая ирония
как авторское отношение к экранному действию. Звуковой коллаж:
художественная форма, игровая деятельность, авторское
мировидение
Глава IV. Остранение .................................. 183
Мышление о звуке в ХХ веке. Звуковое остранение и медитативные
звуковые зоны в фильмах. Музыкальный минимализм в
кинематографе.
Заключение .......................................... 219
Список литературы ................................... 222
Фильмография ....................................... 230
Стр.3