Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639329)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Касаткин И. М.: биографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID6217
АннотацияОб авторе (Касаткин Иван Михайлович). Из Литературных энциклопедий, 1931, 1966 гг.
Кому рекомендованоОб авторе
Касаткин И. М.: биографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1966 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6217 (дата обращения: 21.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

[] КАСАТКИН Иван Михайлович [1880--] -- современный писатель. <...> В детстве и юности прошел очень много специальностей", был в ученьи "у серебряных дел мастера", "служил в трактирах, торговал в разнос книжками, гребешками, карандашами и прочей мелочью" (из автобиографии). <...> Работал слесарем на Сормовском и Путиловском заводах, был машинистом, сплавщиком леса, помощником лесничего и т. д. <...> После Октября -партийно-советская, литературно-редакционная работа (редактор "Красной нивы"). <...> Первый рассказ, написанный в нижегородской тюрьме в 1904, был напечатан в волжской газете "Судоход" в 1907. <...> Основная тема К. -- жизнь деревни первых двух десятилетий XX в. <...> Куриный надел", беспощадность во взимании подушного налога понуждают бедняков бросать деревню и уходить навсегда в город, на промыслы. <...> Микульское", где на фоне северной приречной деревни рисуется быт бедняков, попавших в лапы хищных лесопромышленников Колокольниковых и пароходчиков Подлунниковых. <...> В новых социальных условиях бедняк только озлобляется, однако на высоту социального протеста против эксплоатации он подняться еще не может. <...> Свое отчаяние и гнев он способен лишь излить в форме "замысловатой" ругани ("Путь-дорога", "Осенний ветер"). <...> Жажда мести толкает его на кражи ("Тимоха Жваха"); он поджигает имущество своего поработителя ("Волчья песня"); или в пьяном исступлении избивает приятеля ("Как это было"). <...> Бедняки К., не видя впереди выхода, считают себя обреченными на тяжелую жизнь. <...> И только наиболее передовые связывают свою личную судьбу со строем общества, коренное изменение которого должно освободить их от эксплоатации. <...> Если бедняк представлен в произведениях К. во всем его своеобразии, с большим знанием его психологии, то кулак дан поверхностно и художественно неубедительно. <...> Сознавая руководящую роль рабочего класса, К. находится однако во власти либерально-демократических настроений ("Из жизни странника"). <...> У него <...>
Касаткин_И._М._биографическая_справка.pdf
[] КАСАТКИН Иван Михайлович [1880--] -- современный писатель. Р. в бедной крестьянской семье. "В детстве и юности прошел очень много специальностей", был в ученьи "у серебряных дел мастера", "служил в трактирах, торговал в разнос книжками, гребешками, карандашами и прочей мелочью" (из автобиографии). Работал слесарем на Сормовском и Путиловском заводах, был машинистом, сплавщиком леса, помощником лесничего и т. д. Член ВКП(б) с 1902. После Октября -партийно-советская, литературно-редакционная работа (редактор "Красной нивы"). Первый рассказ, написанный в нижегородской тюрьме в 1904, был напечатан в волжской газете "Судоход" в 1907. После этого К. печатался в сб. "Знание" и в ряде журналов. Основная тема К. -- жизнь деревни первых двух десятилетий XX в. К. изображает бедняка, надрывающегося и затравленного кулаком. "Куриный надел", беспощадность во взимании подушного налога понуждают бедняков бросать деревню и уходить навсегда в город, на промыслы. Это отражено в рассказах "Петрунькина жизнь", "Тюли-люли", "С. Микульское", где на фоне северной приречной деревни рисуется быт бедняков, попавших в лапы хищных лесопромышленников Колокольниковых и пароходчиков Подлунниковых. В новых социальных условиях бедняк только озлобляется, однако на высоту социального протеста против эксплоатации он подняться еще не может. Свое отчаяние и гнев он способен лишь излить в форме "замысловатой" ругани ("Путь-дорога", "Осенний ветер"). Жажда мести толкает его на кражи ("Тимоха Жваха"); он поджигает имущество своего поработителя ("Волчья песня"); или в пьяном исступлении избивает приятеля ("Как это было"). Бедняки К., не видя впереди выхода, считают себя обреченными на тяжелую жизнь. И только наиболее передовые связывают свою личную судьбу со строем общества, коренное изменение которого должно освободить их от эксплоатации. "Которого сословия больше, тому и правеж в руки. Вот бы как надо...", рассуждает деревенский любомудр ("С докукой"). Если бедняк представлен в произведениях К. во всем его своеобразии, с большим знанием его психологии, то кулак дан поверхностно и художественно неубедительно. Не удались К. и интеллигенты и рабочие-кустари. Сознавая руководящую роль рабочего класса, К. находится однако во власти либерально-демократических настроений ("Из жизни странника"). У него сильна тенденция к жалости и желание бежать от социальной несправедливости, а иногда и от людей на лоно природы ("Лесовица", "Унжаки", "Лоси"). Свойственные К. созерцательно-индивидуалистические настроения и обусловливают выбор им жанра психологической новеллы, к-рая преобладает в его творчестве. После Октября К. написано всего несколько рассказов. В них те же герои: малыши-бедняки Гришка ("Райпросвет и Гришка"), Силашка ("Тюли-люли"), бедняк и интеллигент-учитель на фронте гражданской войны ("Вражья сила", "Летучий Осип"). От старых, дореволюционных героев они однако отличаются своей бодростью и верой в светлое будущее. Библиография: I. Собр. сочин. с литературно-критическим очерком И. Кубикова, "ЗИФ", М. -- Л., 1928-- 1929 (т. I. Мужик и др. рассказы; т. II. Волчья песня и др. рассказы; т. III. Кузькина мать и др. рассказы), и
Стр.1