[]
КАСАТКИН Иван Михайлович [1880--] -- современный писатель. <...> В детстве и юности прошел очень много специальностей", был в ученьи "у серебряных дел
мастера", "служил в трактирах, торговал в разнос книжками, гребешками, карандашами и прочей
мелочью" (из автобиографии). <...> Работал слесарем на Сормовском и Путиловском заводах, был
машинистом, сплавщиком леса, помощником лесничего и т. д. <...> После Октября -партийно-советская, литературно-редакционная работа (редактор "Красной нивы"). <...> Первый рассказ,
написанный в нижегородской тюрьме в 1904, был напечатан в волжской газете "Судоход" в 1907. <...> Основная тема К. -- жизнь деревни первых двух десятилетий XX в. <...> Куриный надел", беспощадность во взимании подушного
налога понуждают бедняков бросать деревню и уходить навсегда в город, на промыслы. <...> Микульское", где на фоне северной приречной
деревни рисуется быт бедняков, попавших в лапы хищных лесопромышленников Колокольниковых и
пароходчиков Подлунниковых. <...> В новых социальных условиях бедняк только озлобляется, однако на высоту социального
протеста против эксплоатации он подняться еще не может. <...> Свое отчаяние и гнев он способен лишь
излить в форме "замысловатой" ругани ("Путь-дорога", "Осенний ветер"). <...> Жажда мести толкает его на
кражи ("Тимоха Жваха"); он поджигает имущество своего поработителя ("Волчья песня"); или в пьяном
исступлении избивает приятеля ("Как это было"). <...> Бедняки К., не видя впереди выхода, считают себя
обреченными на тяжелую жизнь. <...> И только наиболее передовые связывают свою личную судьбу со
строем общества, коренное изменение которого должно освободить их от эксплоатации. <...> Если бедняк представлен в произведениях К. во всем его своеобразии, с большим знанием его
психологии, то кулак дан поверхностно и художественно неубедительно. <...> Сознавая руководящую роль рабочего класса, К. находится однако во власти
либерально-демократических настроений ("Из жизни странника"). <...> У него <...>
Касаткин_И._М._биографическая_справка.pdf
[]
КАСАТКИН Иван Михайлович [1880--] -- современный писатель. Р. в бедной крестьянской
семье. "В детстве и юности прошел очень много специальностей", был в ученьи "у серебряных дел
мастера", "служил в трактирах, торговал в разнос книжками, гребешками, карандашами и прочей
мелочью" (из автобиографии). Работал слесарем на Сормовском и Путиловском заводах, был
машинистом, сплавщиком леса, помощником лесничего и т. д. Член ВКП(б) с 1902. После Октября -партийно-советская,
литературно-редакционная работа (редактор "Красной нивы"). Первый рассказ,
написанный в нижегородской тюрьме в 1904, был напечатан в волжской газете "Судоход" в 1907. После
этого К. печатался в сб. "Знание" и в ряде журналов.
Основная тема К. -- жизнь деревни первых двух десятилетий XX в. К. изображает бедняка,
надрывающегося и затравленного кулаком. "Куриный надел", беспощадность во взимании подушного
налога понуждают бедняков бросать деревню и уходить навсегда в город, на промыслы. Это отражено в
рассказах "Петрунькина жизнь", "Тюли-люли", "С. Микульское", где на фоне северной приречной
деревни рисуется быт бедняков, попавших в лапы хищных лесопромышленников Колокольниковых и
пароходчиков Подлунниковых.
В новых социальных условиях бедняк только озлобляется, однако на высоту социального
протеста против эксплоатации он подняться еще не может. Свое отчаяние и гнев он способен лишь
излить в форме "замысловатой" ругани ("Путь-дорога", "Осенний ветер"). Жажда мести толкает его на
кражи ("Тимоха Жваха"); он поджигает имущество своего поработителя ("Волчья песня"); или в пьяном
исступлении избивает приятеля ("Как это было"). Бедняки К., не видя впереди выхода, считают себя
обреченными на тяжелую жизнь. И только наиболее передовые связывают свою личную судьбу со
строем общества, коренное изменение которого должно освободить их от эксплоатации. "Которого
сословия больше, тому и правеж в руки. Вот бы как надо...", рассуждает деревенский любомудр ("С
докукой"). Если бедняк представлен в произведениях К. во всем его своеобразии, с большим знанием его
психологии, то кулак дан поверхностно и художественно неубедительно. Не удались К. и интеллигенты
и рабочие-кустари. Сознавая руководящую роль рабочего класса, К. находится однако во власти
либерально-демократических настроений ("Из жизни странника"). У него сильна тенденция к жалости и
желание бежать от социальной несправедливости, а иногда и от людей на лоно природы ("Лесовица",
"Унжаки", "Лоси"). Свойственные К. созерцательно-индивидуалистические настроения и обусловливают
выбор им жанра психологической новеллы, к-рая преобладает в его творчестве.
После Октября К. написано всего несколько рассказов. В них те же герои: малыши-бедняки
Гришка ("Райпросвет и Гришка"), Силашка ("Тюли-люли"), бедняк и интеллигент-учитель на фронте
гражданской войны ("Вражья сила", "Летучий Осип"). От старых, дореволюционных героев они однако
отличаются своей бодростью и верой в светлое будущее.
Библиография:
I. Собр. сочин. с литературно-критическим очерком И. Кубикова, "ЗИФ", М. -- Л., 1928-- 1929 (т.
I. Мужик и др. рассказы; т. II. Волчья песня и др. рассказы; т. III. Кузькина мать и др. рассказы), и
Стр.1