ИТАЛЬЯНСКАЯ И ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЭКРАНЕ И РУССКАЯ НА ИТАЛЬЯНСКОМ И ИСПАНСКОМ ЭКРАНАХ Материалы международной научной конференции МОСКВА 2013 ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНЕМАТОГРАФИИ ИМЕНИ С.А. <...> ГЕРАСИМОВА ИТАЛЬЯНСКАЯ И ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЭКРАНЕ И РУССКАЯ НА ИТАЛЬЯНСКОМ И ИСПАНСКОМ ЭКРАНАХ Материалы международной научной конференции 8–9 декабря 2011 МОСКВА 2013 УДК 778.5.04.072.094 ББК 85.374 И 921 Составитель: доктор филологических наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК В.И. <...> Мильдон И 921 Итальянская и испанская литературная классика на отечественном экране и русская на итальянском и испанском экранах. <...> . 4 Cristina Bragaglia SIamo tuttI fIglI dI tolStoj. <...> I fratellI tavIaNI e Il modello tolStojaNo. <...> . . . . . . . . . 24 лариса ЕльЧаниноФФ (МосКВа, россия) ЧЕлоВЕЧЕсКоЕ, тольКо ЧЕлоВЕЧЕсКоЕ «У сВятого МиХаила БЫл ПЕтУХ»: толстоЙ По таВиани . <...> . . . . . . 79 ФранКа ПиццУти (италия) «ЧаЙКа» МарКо БЕллоККьо. тЕМа ХУДоЖниКа У БЕллоККьо и ЧЕХоВа . <...> Il tema dell’artISta e l’INCoNtro CoN ČeChov. <...> БРАТЬЯ ТАВИАНИ И ТОЛСТОВСКАЯ МОДЕЛЬ «Кто не любит Толстого? <...> Толстой, давний спутник Тавиани, вошел в их творчество еще до того, как в 1973 году они экранизировали «Божеское и человеческое» (1903–1905), назвав свою картину « У святого Михаила был петух» — они заимствовали у писателя сюжетные ходы, отдельные качества его героев. <...> Как пишет в своей книге «Кинематограф Паоло и Витторио Тавиани» лоренцо Кукку, в их творчестве преобладают «тема страстей — сначала политических и идеологических, потом — первичных; тема отношений человека и природы — первопричины и источника как красоты, так и трагизма бытия; тема значения в человеческой жизни художественного творчества»1 . <...> Кризис культуры и культура кризиса у Storia nei film dei due registi toscani, roma, gremese editore, 2001. <...> Этот злободневный для итальянских левых спор Паоло и Витторио Тавианипереносят во времена Рисорджименто, хотя и адресуются при этом к зрителям, живущим «после 1968 года <...>
Материалы_международной_научной_конференции_ВГИК,_2013_«Итальянская_и_испанская_литературная_классика_на_отечественном_экране_и_русская_на_итальянском_и_испанском_экранах»_(1).pdf
УДК 778.5.04.072.094
ББК 85.374
И 921
Составитель: доктор филологических наук,
профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК
В.И. Мильдон
И 921
Итальянская и испанская литературная классика на отечественном
экране и русская на итальянском и испанском экранах. Материалы международной
научной конференции. — М.: ВГИК, 2013.
ISBN 978-5-87149-139-3
Настоящий сборник составлен по материалам международной научной конференции «Итальянская
и испанская литературная классика на отечественном экране и русская на итальянском и
испанском экранах », которая была организована кафедрой эстетики, истории и теории культуры
ВГИК и состоялась в университете кинематографии в декабре 2011 года, объявленногоперекрестным
годом России и Италия, России и Испании. Это четвёртая конференция, посвященная вопросу
экранизации литературной классики.
Участники конференции — российские и итальянские филологи, киноведы, кинодраматурги,
художники кино — исследовали комплекс вопросов, связанных сперенесением литературного произведения
одной страны на экран другой, с влиянием великих писателей на кинематограф вообще.
Сборник представляет интерес для всех, интересующихся вопросами эстетики, истории, теории
кино и литературы.
УДК 778.5.04.072.094
ББК 85.374
ISBN 978-5-87149-139-3
© Всероссийский государственный университет кинематографии
имени С.А. Герасимова, 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Кристина Брагалья (Болонья, италия)
«МЫ ВсЕ — ДЕти толстого». Братья таВиани и толстоВсКая МоДЕль . . 4
Cristina Bragaglia
SIamo tuttI fIglI dI tolStoj. I fratellI tavIaNI e Il
modello tolStojaNo. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
нина ДЫМшиц (МосКВа, россия)
БЕлЫЕ ноЧи / БЕссоннЫЕ ноЧи
ВисКонти / ДостоЕВсКиЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
ЕлЕна ЕлисЕЕВа (МосКВа, россия)
ФантасМагориЧность В иЗоБраЗитЕльноМ рЕшЕнии россиЙсКиХ
и итальянсКиХ ФильМоВ — ЭКраниЗациЙ рУссКоЙ ПроЗЫ. . . . . . . . . . 24
лариса ЕльЧаниноФФ (МосКВа, россия)
ЧЕлоВЕЧЕсКоЕ, тольКо ЧЕлоВЕЧЕсКоЕ
«У сВятого МиХаила БЫл ПЕтУХ»: толстоЙ По таВиани . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
гаБриЭлла иМПости (Болонья, италия)
«БЕлЫЕ НОчИ» ДОСТОЕВСКОГО В зЕРКАлЕ КИНО:
ВИСКОНТИ, ПЫРьЕВ, БРЕССОН И ГРЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
ВсЕВолоД КоршУноВ(МосКВа, россия)
«БЕСЫ» ДОСТОЕВСКОГО И «ДЕМОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
ДжУлИАНО МОНТАльДО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
наталья МариЕВсКая (МосКВа, россия)
ВРЕМя ВзРЫВА: ЭКСТАТИчЕСКОЕ ИзОБРАжЕНИЕ
В КИНЕМАТОГРАФЕ И В ИзОБРАзИТЕльНОМ ИСКУССТВЕ
(ЭЙзЕНшТЕЙН И ПИРАНЕзИ). fraNCa PIzzutI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
ВалЕриЙ МильДон (МосКВа, россия)
ИТАлИя НА ЭКРАНЕ РУССКОГО ДУхА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
татьяна МиХаЙлоВа(МосКВа, россия)
«МЕДЕя» ПаЗолини: от яЗЫКа МиФа и трагЕДии К КинояЗЫКУ . . . . . . . 79
ФранКа ПиццУти (италия)
«ЧаЙКа» МарКо БЕллоККьо. тЕМа ХУДоЖниКа
У БЕллоККьо и ЧЕХоВа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Gabbiano di Marco bellocchio.
Il tema dell’artISta e l’INCoNtro CoN ČeChov . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
ольга рЕЙЗЕн (МосКВа, россия)
РУССКИЙ ДОН КИхОТ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Стр.3