Религіозное состояніе Казанскихъ вотяковъ находитса въ довольно печальномъ положеніи. <...> Н сколько богаче и ясн е, нежели Богъ, рисуются РЪ воображеніи вотяковъ ангелы. <...> Аегелъ или кавъ говорятъ сами вотяви Иньмар кылчть, no в рованію вотяковъ, очень походитъ на челов ка, им ющаго б лыя одежду, бороду и волосы. <...> Всегда ли нм ютъ ангелы такой видъ, вотяки этого не знаютъ, говорятъ только, что въ такоыъ иыенно вид они являлись въ былое время ЛЮДЯІГЬ. <...> Дорогою одинъ изъ нихъ отсталъ отъ своихъ товарищей, а иотомъ неизв стно вуда пропалъ. <...> По прошествіи же сокора дней пропавшій вотякъ возвратился самх, На 1
— 2 —
вопросы родныхъ: „гд онъ находился до настоящаго времени, что д лалъ"? онъ говорилъ: „какъ только я отстоялъ отъ своихъ товарищей, меня схватили діаволы и унесли къ себ . <...> „Вотъчто, сынокъ", говоритъ онъ мн : „скажіг: Осто Козма г) и уходи отсюда". <...> Старикъ этотъ былъ самъ ангелъ", Случалось, что вотяки принимали иногда людей за ангеловъ. <...> Вотякіі этотъ л тъ 7 тому назадъ обучался вм ст со мною въ Казанской учптельской семинаріи. <...> Она, слыша отъ стариковъ, знала, что ангелы являются людямъ всегда въ образ б лаго челов ка, почему и приняла меня за ангела иугостила 2 ). <...> Но вскор вотячка эта узнала, что тотъ, котораго она сочла за аегела, вовсе не ангелъ, а сынъ сос да. <...> Къ ангелу земли, равно и къ ангелу хл бовъ, вотяки обращаются почти въ каждой своей ыолитв ; имееа ихъ произносятся на ряду съ имевемъ Божіимъ. <...> Въ противоположность ангеламъ, діаволы описываются вотяками существамизлыми, коварными и являющимися людямъ въ образ необыкновенно чернаго челов каили <...>
Из_религиозной_жизни_казанских_вотяков.pdf
frw
Казанеких ъ вотяковъ .
Религіозное состояніе Казанскихъ вотяковъ находитса
въ довольно печальномъ положеніи. Большинство изъ нихъ,
хотя и называются христіанами, но съ в рою христіанскою
очееь мало знакомы,- особенно малоизв стно для нихъ христіанское
ученіе о Бог , ангелахъ и діаволахъ. Правда,
относительно этихъ невидимыхъ существъ они им ютъ койкакія
понятія, но понятія эти, какъ видно будетъ ниже,
крайне ограниченм^ или же совс мъ лишены духа христіанскаго
в роученія. Бога, наприм ръ^ вотяви представляютъ
существомъ везд сущиыъ, всемогущимъ, источникомъ добра
и зла и только, болыпе никакихъ другихъ опред ленныхъ
понятій о Немъ не пм етъ.
Н сколько богаче и ясн е, нежели Богъ, рисуются РЪ
воображеніи вотяковъ ангелы. Аегелъ или кавъ говорятъ
сами вотяви Иньмар кылчть, no в рованію вотяковъ, очень
походитъ на челов ка, им ющаго б лыя одежду, бороду и
волосы. Всегда ли нм ютъ ангелы такой видъ, вотяки этого
не знаютъ, говорятъ только, что въ такоыъ иыенно вид
они являлись въ былое время ЛЮДЯІГЬ. Мн изв стно н -
сколько разсказовъ о томъ, какъ ангелы являлись вотякамъ.
Приведу одинъ изъ такихъ разсказовъ.
„Н сколько вотяковъ дер. Берхняго Кукмора шли на
покосъ. Дорогою одинъ изъ нихъ отсталъ отъ своихъ товарищей,
а иотомъ неизв стно вуда пропалъ. По прошествіи
же сокора дней пропавшій вотякъ возвратился самх, На
1
Стр.3