Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Пушкин.Россия.Оренбург: движение во времени. 8-е международные Пушкинские чтения: сборник статей. (290,00 руб.)

0   0
АвторыФёдорова Алла Владимировна
ИздательствоФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет
Страниц240
ID618453
АннотацияВ сборнике представлены материалы Восьмых научных Пушкинских чтений, посвященных 180-летию издания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Пушкин, Россия, Оренбург: движение во времени» (1 – 3 октября 2016 г ., г . Оренбург). Издание раскрывает особенности творчества Пушкина с точки зрения истории, литературоведения, лингвистики, культурологии, краеведения. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся проблемами литературы, истории и культуры Южного Урала.
Кем рекомендованоредакционно-издательским советом ОГАУ
Кому рекомендованоширокому кругу читателей, интересующихся историей Росии
ISBN978-5-88838-991-1
ББК63.3(2)6(2р36-4Ор)
Пушкин.Россия.Оренбург: движение во времени. 8-е международные Пушкинские чтения: сборник статей. / ред. А.В. Фёдорова .— Оренбург : ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет, 2017 .— 240 с. — ISBN 978-5-88838-991-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/618453 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ПУШКИН, РОССИЯ, ОРЕНБУРГ: ДВИЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ Восьмые международные научные Пушкинские чтения, посвященные 180-летию издания повести «Капитанская дочка» Оренбург Издательский центр ОГАУ 2017 УДК 8Р1 ББК 63.3(2)6(2Р36-4Ор) П 91 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Оренбургского государственного аграрного университета (председатель – доктор сельскохозяйственных наук, профессор Г. В. Петрова). <...> Редакционная коллегия: Фёдорова Алла Владимировна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории Отечества Оренбургского государственного аграрного университета, академик Петровской академии наук и искусств Бекасова Елена Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета Хохлова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории Отечества Оренбургского государственного аграрного университета Бобылева Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории Отечества Оренбургского государственного аграрного университета Пушкин, Россия, Оренбург: движение во времени. <...> УДК 8Р1 ББК 63.3(2)6(2Р36-4Ор) ISBN 978-5-88838-991-1 © Издательский центр ОГАУ, 2017 УРАЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ Фёдорова А.В., Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург Датой основания историко-литературного музея «Капитанская дочка» считается 6 июня 2009 года. <...> Музей получил прописку на Красной горе близ Саракташа. <...> По всем законам логики и справедливости музей «Капитанская дочка» не мог не возникнуть на оренбургской земле. <...> Мысль о том, что на Красной горе – месте съемок фильма «Русский бунт» – должен быть создан музей, возникла давно. <...> Именно с Красной горы открывается великолепный вид на типичные пейзажи оренбургской <...>
Пушкин.Россия.Оренбург_движение_во_времени._8-е_международные_Пушкинские_чтения_сборник_статей..pdf
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ПУШКИН, РОССИЯ, ОРЕНБУРГ: ДВИЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ Восьмые международные научные Пушкинские чтения, посвященные 180-летию издания повести «Капитанская дочка» Оренбург Издательский центр ОГАУ 2017
Стр.1
УДК 8Р1 ББК 63.3(2)6(2Р36-4Ор) П 91 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Оренбургского государственного аграрного университета (председатель – доктор сельскохозяйственных наук, профессор Г. В. Петрова). Редакционная коллегия: Фёдорова Алла Владимировна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории Отечества Оренбургского государственного аграрного университета, академик Петровской академии наук и искусств Бекасова Елена Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета Хохлова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории Отечества Оренбургского государственного аграрного университета Бобылева Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории Отечества Оренбургского государственного аграрного университета Пушкин, Россия, Оренбург: движение во времени. Восьмые П 91 меж дународные научные Пушкинские чтения: сб. статей / под ред. А. В. Фёдоровой. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2017. – 240 с. ISBN 978-5-88838-991-1 В сборнике представлены материалы Восьмых научных Пушкинских чтений, посвященных 180-летию издания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Пушкин, Россия, Оренбург: движение во времени» (1 – 3 октября 2016 г., г. Оренбург). Издание раскрывает особенности творчества Пушкина с точки зрения истории, литературоведения, лингвистики, культурологии, краеведения. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся проблемами литературы, истории и культуры Южного Урала. УДК 8Р1 ББК 63.3(2)6(2Р36-4Ор) ISBN 978-5-88838-991-1 © Издательский центр ОГАУ, 2017
Стр.2
УРАЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ Фёдорова А.В., Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург Датой основания историко-литературного музея «Капитанская дочка» считается 6 июня 2009 года. Он создан руководством Оренбургского государственного аграрного университета. Музей был задуман в первую очередь как университетский учебный центр, доступный широкой публике. Его основу составили экспонаты историко-этнографического музея кафедры истории Отечества. Музей получил прописку на Красной горе близ Саракташа. По всем законам логики и справедливости музей «Капитанская дочка» не мог не возникнуть на оренбургской земле. Мысль о том, что на Красной горе – месте съемок фильма «Русский бунт» – должен быть создан музей, возникла давно. Предложение об открытии историко-литературного музея «Капитанская дочка» в 2008 г. поступило от ректора Оренбургского государственного аграрного университета С. А. Соловьева. Осуществление оригинального проекта легло на плечи заведующей кафедрой истории Отечества доктора исторических наук, профессора А. В. Фёдоровой. Режиссер Александр Прошкин не случайно выбрал для съемок основных эпизодов это место. Именно с Красной горы открывается великолепный вид на типичные пейзажи оренбургской природы. А «Белогорская крепость», где происходили главные события повести, вписалась в эту местность как нельзя лучше. В действительности на Красной горе никакой крепости не существовало. Здесь в 1998 – 1999 гг. проходили съемки художественного фильма «Русский бунт». К слову, 2 сентября 2016 года во время IX Международного кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард» режиссёр А. А. Прошкин при встрече с директором музея А. В. Фёдоровой высоко оценил идею создания музея и отметил, что он послужит популяризации творчества Пушкина. Организаторы историко-литературного музея под Саракташом при выборе общей концепции руководствовались многочисленными свидетельствами о поездке А. С. Пушкина в Оренбургскую губернию, во время которой поэт собирал информацию о Пугачёвском восстании. Результатом его трудов явилась повесть «Капитанская дочка», отразившая непростую жизнь казачьего края времен Пугачёвщины. Впервые она была опубликована в журнале «Современник» в 1836 г. Первый вводный зал музея посвящен Емельяну Пугачёву. Войдя сюда с главного входа, посетитель сразу попадает в атмосферу Пугачёвского восстания. Со всех сторон его окружают изображения Пугачёва и копии архивных документов о Пугачёвщине. 3
Стр.3
Экспозиция «Степные народы», размещенная в третьем зале, дает возможность познакомиться с жизнью и бытом киргиз-кайсаков (казахов), калмыков и башкир. Здесь предметы быта, ювелирные украшения, национальная одежда, курай – древний башкирский музыкальный инструмент. Почувствовать атмосферу путешествия А. С. Пушкина по оренбургской степи в 1833 г. посетителям помогут карты Оренбургской губернии и пушкинского маршрута. Изображая в «Капитанской дочке» события, происходившие в Белогорской крепости, писатель опирался на документальные и мемуарные свидетельства о боевых действиях Пугачёва у прияицких крепостей, прежде всего, у Рассыпной крепости. Гости музея могут познакомиться с историей крепостей Чернореченской, Рассыпной, Нижнеозерной, Татищевой, Бёрдской, Оренбургской. Размещение казачьего раздела в отдельный зал, образующий некий «музей в музее», позволило более широко показать бытовой уклад казаков. Экспозицию этого зала составляют предметы казачьего дома конца XVIII в.: зеркало, ступа, рубель, прялка, коромысло, рушник, лоскутное одеяло, а также казацкое военное снаряжение – нагайка, копье, сбереженные оренбуржцами. На фотографиях потомков уральских и оренбургских казаков запечатлены очертания лиц «вольных» людей конца XVIII в. Необходимо отметить, что музей обладает солидной коллекцией костюмов XVIII в., активно используемых в работе. Среди них, в частности, имеются костюмы оренбургских и уральских казаков и казачек, а также форма и головные уборы солдат и офицеров царского войска. Прекрасные старинные женские наряды, часто демонстрируемые во время различных мероприятий, неизменно привлекают всеобщее внимание. Здесь есть как подлинные вещи, так и изготовленные студентами по описаниям искусствоведов. Богатая костюмерная база позволяет устраивать как в самом музее, так и на прилегающей территории красочные театрализованные представления. В музее сформировались разнообразные направления и формы работы. Основными из них являются научная, научно-фондовая, экспозиционновыставочная и просветительская деятельность. Это сохранение и популяризация пушкинского наследия; организация и участие в проведении исследований, конференций и семинаров с привлечением не только ученых, но и школьников; пропаганда и использование предметов и коллекций музея в учебном процессе и научных исследованиях; организация художественных экспозиций и выставок. Музей задумывался как центр историко-литературного образования широкой публики и с самого начала предполагал ведение просветительской работы. Первоначальными шагами в сфере научно-просветительской рабо6
Стр.6
ты стали регулярные временные выставки, полностью сформированные из фондов музея. Это привлекло внимание потенциальной аудитории и позволило музею заявить о себе. Выставки, сменяющие друг друга, были очень разнообразными по тематике. С большим интересом были приняты выставки, организованные в Оренбургском государственном педагогическом университете, в аудиториях экономического факультета и факультета информационных технологий аграрного университета, в музеях, библиотеках и школах Илекского, Новосергиевского, Октябрьского, Оренбургского, Переволоцкого, Сакмарского, Саракташского районов. Главная особенность музея в ситуации информатизации общества – это публичность всех его действий, поскольку та деятельность, о результатах которой широкой публике ничего не известно, в рамках информационного общества не существует. Опубликованы десятки статей и заметок об акциях музея. Это и всероссийские журналы «Мир музея», «Литература в школе», ведущие оренбургские областные газеты. Ряд статей вышел на страницах районной печати. С первых дней существования музей сотрудничает с журналом Оренбургского государственного аграрного университета «Университетский меридиан». О значимости существования историко-литературного музея «Капитанская дочка» свидетельствует следующий факт. С 30 сентября по 3 октября 2010 г. в Оренбурге работал авторитетный форум – Международный съезд пушкинских музеев. В нем приняли участие 11 музеев России и ближнего зарубежья. Среди них – Государственный музей А. С. Пушкина (г. Москва), Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (с. Захарово-Вяземы), Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», Литературный музей А. С. Пушкина в Вильнюсе (Литва), Литературномемориальный музей А. С. Пушкина в Одессе (Украина) и др. Пушкинское сообщество высоко оценило подвижническую деятельность университетского музея. Например, директор музея А. С. Пушкина из Вильнюса Т. Л. Михнева написала в музейной книге отзывов следующие строки: «Восхищена энтузиазмом и силой духа всех участников. Трогательно видеть молодежь, которой близко прошлое России, ее история и творческий гений Пушкина». Обобщенное мнение с выражением чувств благодарности высказал самый авторитетный из них – директор Московского государственного музея А. С. Пушкина на Пречистенке Е. А. Богатырев. Отрадно, что география пушкинских мероприятий университета постоянно расширяется. Во время Пушкинской недели 2011 г. произошло торжественное открытие филиала историко-литературного музея «Капитанская 7
Стр.7
дочка» в селе Татищево Переволоцкого района. И это тоже вовсе не случайность. Во время своей поездки по местам восстания Пугачёва А. С. Пушкин 18 и 20 сентября 1833 г. проехал через с. Татищево: по дороге из Самары в Оренбург и по дороге из Оренбурга в Уральск. Село Татищево занимает особое место в истории Пугачёвщины. Помимо Татищево, А. С. Пушкин во время своей поездки дважды посетил и Чернореченскую станицу. Именно поэтому у сотрудников музея появилась идея расширить географию Пушкинских чтений и проводить межвузовские научные студенческие конференции в Татищево и в Черноречье. Первая конференция в Черноречье состоялась 19 сентября 2012 г. Центральный музей стал местом притяжения многих оренбургских ученых. Традиционными стали Пушкинские научные чтения, проводимые в день рождения писателя – 6 июня, где принимают участие преподаватели высших учебных заведений Оренбурга, а также ученые из университетов Белоруссии, Украины, Узбекистана, Афганистана, Вьетнама, Германии, Индии, Китая, Японии и молодые исследователи африканских стран. За создание историко-литературного музея «Капитанская дочка» профессор А. В. Фёдорова получила звание лауреата премии губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники за 2013 год. Музей отмечен дипломом лауреата Оренбургской областной выставки научнотехнического творчества молодежи (апрель 2013 г.). Внимание специалистов привлекает экспозиция переводов повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В 2014 г. она была приглашена в Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина «Захарово-Вяземы» в г. Одинцово Московской области. В 2016 г. выставка в течение лета экспонировалась в Государственном литературно-мемориальном и природном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Болдино». Репортаж о проведении Пятых международных Пушкинских чтений был показан 6 июня 2013 г. на федеральном канале, что является заслуженным признанием успехов музея в научной и просветительской деятельности. «Капитанская дочка» прочно прижилась на Оренбургской земле и стала неотъемлемой частью российской Пушкинианы. Историко-литературный музей превратился в многофункциональный культурный центр для разнообразной научной, экспозиционной, концертной и педагогической работы. 8
Стр.8
ПОВЕСТЬ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ Бобылева А.А., Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург В творческом наследии Александра Сергеевича Пушкина произведениям о Крестьянской войне 1773 – 1775 годов под предводительством Е. И. Пугачёва принадлежит особое место. Замысел будущего романа «Капитанская дочка» возник в процессе работы А. С. Пушкина над «Дубровским». В самом конце января 1833 г. в одной из тетрадей поэта появляется имя одного из случайных сообщников Пугачёва – подпоручика Шванвича, а по сути, – первоначальный план нового произведения в прозе. Но дальше начальных набросков плана художественная работа сначала не идет. Изучение архивных материалов о Пугачёвщине, доступ к которым Пушкин получил 25 февраля того же года, увлекает его настолько, что вместо романа он тотчас принимается за «Историю Пугачёва», которая была написана небывало быстрыми темпами. Пушкин начинает свой исторический труд с изучения доступной ему отечественной и зарубежной литературы по этой теме, используя и свою личную библиотеку, и собрания своих друзей и корреспондентов. По собственным его словам, он «прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачёве» [1]. Однако Пушкин сознает, что для более полного и выразительного освещения событий надлежит обогатить исследование новыми источниками и собственными наблюдениями. С этой целью он и отправляется в августе 1833 года в путешествие на берега Волги и Урала: в те края, которые были главной ареной Крестьянской войны 1773 – 1775 годов. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин сначала выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября [2]. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий. Три дня проводит Пушкин в Оренбурге. Служивший в это время чиновником по особым поручениям в канцелярии оренбургского военного губернатора писатель и этнограф В. И. Даль берет на себя роль проводника по городу и его окрестностям. Богатой по впечатлениям оказывается поездка Пушкина и Даля в Бёрдскую слободу, где в дни оренбургской осады располагалась ставка 9
Стр.9
Пугачёва и находился главный лагерь повстанческого войска. В Бёрдской слободе Пушкину посчастливилось встретиться с замечательной хранительницей воспоминаний о «Пугачёвщине» – старой казачкой Ириной Афанасьевной Бунтовой, которая в далекой юности знала Пугачёва и хорошо помнила события того времени. Но в процессе работы над «Историей Пугачёва» А. С. Пушкин не забывает и о задуманном им романе, который вчерне оказывается завершен только к середине 1836 г., а затем еще три месяца переписывается и доводится до конца. Меняется план, сюжетное построение, имена действующих лиц… Это объясняется тем, что тема, к которой обратился Пушкин, в идейнополитическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстоит преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по местам восстания, следовало пользоваться с большой осторожностью. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его стал подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачёвым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону [3]. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации Пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревался «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и их освободили из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказывается два: Гринёву противопоставляется дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что, возможно, облегчает проведение романа через цензурные преграды. Работая над историческим романом, Пушкин опирался на творческий опыт английского романиста Вальтера Скотта, а также первых русских исторических романистов М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова. «В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании», – так Пушкин определил основной жанровый признак романа на историческую тему [4]. Выбор эпохи, героев и особенно стиль «вымышленного повествования» сделали «Капитанскую дочку» не только лучшим среди романов русских последователей В.Скотта. По сло10
Стр.10