Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет» И.Д. Белоновская, Е.М. Езерская МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО– ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ Монография Рекомендовано к изданию ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» Оренбург 2016 УДК 378:005.93 ББК 74.58+65.291.21 Б 35 Рецензенты профессор, доктор педагогических наук Р.М. Петрунева (Волгоградский государственный технический университет», профессор, доктор технических наук А.И. Сердюк (Оренбургский государственный университет) Б 35 Белоновская И.Д. <...> Модели и технологии подготовки будущего бакалавра к управлению производственно-технологическими рисками: монография/ И.Д. Белоновская, Е.М. Езерская : Оренбургский гос. ун-т. <...> Готовность инженера к управлению риском анализируется на основе профессиональных стандартов авиа- и машиностроения. <...> Рассмотрены технологии прототипирования, моделирования, качественного анализа рискологических баз данных и кейс-стади в подготовке компетентных бакалавров - будущих инженеров инновационных производств. <...> Представлен обширный экспериментальный материал апробации моделей и технологий подготовки будущего бакалавра к управлению производственнотехнологическими рисками из практики Аэрокосмического института Оренбургского государственного университета. <...> 10 Глава 2 Современное инженерное образование и рискологическая подготовка будущего инженера . <...> 48 Глава 4 Педагогическая модель формирования готовности будущего бакалавра к управлению производственно-технологическими рисками . <...> 167 Приложение А (справочное) Участники экспериментальной работы в Аэрокосмическом институте ОГУ . <...> 208 Приложение Г (справочное) Соотнесение компетенций <...>
Модели_и_технологии_подготовки_будущего_бакалавра_к_управлению_производственно-технологическими_рисками.pdf
УДК 378:005.93
ББК 74.58+65.291.21
Б 35
Рецензенты
профессор, доктор педагогических наук Р.М. Петрунева (Волгоградский
государственный технический университет»,
профессор, доктор технических наук А.И. Сердюк (Оренбургский
государственный университет)
Б 35
Белоновская И.Д.
Модели и технологии подготовки будущего бакалавра к управлению
производственно-технологическими рисками: монография/
И.Д. Белоновская, Е.М. Езерская : Оренбургский гос. ун-т. –
Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2016. – 220 с.
ISBN 978-5-7410-1567-4
формирования готовности
В монографии рассмотрены теоретические и практические аспекты
будущего бакалавра к управлению
производственно-технологическими рисками. Готовность инженера к
управлению риском анализируется на основе профессиональных стандартов
авиа- и машиностроения. Даны различные классификации и модели
производственных рисков и методов управдения ими. Рассмотрены
технологии прототипирования, моделирования, качественного анализа
рискологических баз данных и кейс-стади в подготовке компетентных
бакалавров - будущих инженеров инновационных производств. Представлен
обширный экспериментальный материал апробации моделей и технологий
подготовки будущего бакалавра к управлению производственнотехнологическими
рисками из практики Аэрокосмического института
Оренбургского государственного университета.
Монография может быть полезна студентам, магистрантам,
аспирантам и преподавателям технических и педагогических направлений
подготовки.
УДК 378:005.93
ББК 74.58+65.291.21
ISBN 978-5-7410-1567-4
© Белоновская И.Д.,
Езерская Е.М., 2016
© ОГУ, 2016
2
Стр.2
Содержание
Введение …………………………………………………………………………4
Глава 1 Теоретические аспекты инженерной рискологии ............................... 10
Глава 2 Современное инженерное образование и рискологическая подготовка
будущего инженера ............................................................................................... 32
Глава 3 Производственные и педагогические технологии рискологической
подготовки будущих инженеров ......................................................................... 48
Глава 4 Педагогическая модель формирования готовности будущего
бакалавра к управлению производственно-технологическими рисками ....... 61
Глава 5 Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности
будущего бакалавра к управлению производственно-технологическими
рисками ................................................................................................................... 85
Глава 6 Реализация на базе Аэрокосмического института ОГУ моделей и
технологий формирования готовности будущего бакалавра к управлению
производственно-технологическими рисками ................................................. 109
Глава 7 Оценка эффективности моделей и технологий формирования
готовности будущего бакалавра к управлению производственнотехнологическими
рисками ................................................................................ 133
Список использованных источников ................................................................. 167
Приложение А (справочное) Участники экспериментальной работы в
Аэрокосмическом институте ОГУ ................................................................... 204
Приложение Б (оязательное) Тест/опросник склонности к риску Шуберта 205
Приложение В (рекомендуемое) Сравнительные данные по результатам
анкетирования ...................................................................................................... 208
Приложение Г (справочное) Соотнесение компетенций ФГОС ВО и
профессиональных стандартов отрасли ........................................................... 211
Приложение Д (справочное) Список авиационных происшествий в 2014г. 217
Приложение Е (справочное) Сравнительная характеристика чрезвычайных
ситуаций на территории Российской Федерации за 3 квартала ..................... 220
3
Стр.3