Н.М.Карамзин
Известие о Марфе-посаднице, взятое из жития св. Зосимы
Воспроизводится по изданию: Н.М. Карамзин. Избранные сочинения в двух томах.М.; Л., 1964.
Оригинал здесь - http://www.rvb.ru
Женщины во все времена и во всех землях жили более для семейственного счастия, нежели для
славы: мудрено ли, что их имена редки в истории? Чем ближе народ к простоте естественной, тем менее
влияния имеют они на политическую судьбу его. Не одно воспитание определяет скромную жизнь их:
сама природа хотела того, дав им нежное сердце, чувствительные нервы, робость, стыдливость и болезни.
Мы видим цель ее: кому-нибудь надлежало поручить воспитание и хранение младенцев. Однако ж
природа любит иногда чрезвычайности, отходит от своего обыкновенного закона и дает женщинам
характеры, которые выводят их из домашней неизвестности на театр народный, не только в странах
просвещенных, где искусство во многом изменяет натуру, но и в самом почти диком состоянии людей.
Таким образом и старая Русь являет нам примеры некоторых славных женщин - весьма немногих, но
потому еще более достойных внимания нашего.
И без сказки, напечатанной в "Вестнике Европы", все мы знали, что Марфа-посадница была
чрезвычайная, редкая женщина, умев присвоить себе власть над гражданами в такой республике, где
женщин только любили, а не слушались. Если бы современные летописцы разумели, что такое история и
что важно в ней для потомства, то они, конечно, постарались бы собрать для нас все возможные известия
о Марфе; но не их дело было ценить характеры. В сказках, в песнях и в преданиях осталось более следов
ее, нежели в летописях. Тем любопытнее показалось нам в "Житии св. Зосимы" следующее известие о
Посаднице, которое выписываем здесь для читателей.
Обширные владения новогородские простирались на север до реки Двины и Белого моря. Бояре и
вельможи сей республики имели знатные поместья в нынешней Архангельской губернии. Люди их часто
бывали для рыбной ловли на острове Соловецком и наглым образом оскорбляли монахов тамошней новой
обители.
Зосима, начальник ее, приехал в Новгород и требовал защиты от Феофила. Ответ сего
архиепископа достоин примечания, изъявляя великое уважение духовных властей к тогдашнему,
новогородскому правительству: "Я готов помогать монастырю твоему, но не могу ничего сделать без воли
бояр начальных", - и святый муж, без сомнения, узнав о могуществе Марфы, великой болярыни града,
просил ее заступления. Она имела деревни в земле Карельской: рабы ее, вместе с другими часто обижав
соловецких монахов и боясь допустить Зосиму к строгой госпоже своей, оклеветали его перед нею, так
что Марфа велела выгнать старца из дому: черта, которая не доказывает отменного ее христианского
благочестия. Но бояре новогородские обошлись с ним ласковее, выслушали его справедливые жалобы,
обещали покровительство Соловецкой обители и вывели Марфу из заблуждения насчет характера св.
Зосимы. Сия пылкая женщина, устыдясь своей несправедливости, решилась загладить ее блестящим
образом - дала великолепный обед - пригласила знаменитейших бояр новогородских и Зосиму - встретила
его с великими знаками уважения - посадила за столом в первом месте, угощала с ласкою и, желая
превзойти щедростию всех бояр (которые одарили святого мужа богатыми церковными сосудами и
ризами), отдала Соловецкому монастырю большую деревню на реке Суме. - Зосима получил от совета
новогородского грамоту на владение островом, с приложением осьми оловянных печатей:
архиепископской, посадничей, тысященачальнической и пяти концов города. Если сия грамота доныне
сохранилась в архиве Соловецкого монастыря, то она должна быть драгоценна для историка России,
который может найти в ней имена последних народных чиновников новогородских: ибо, скоро по
возвращении угодника в Соловецкую обитель, князь Иван Васильевич объявил войну сей республике и
навеки уничтожил ее. Чудеса не принадлежат к истории; однако ж упомянем здесь о пророчестве св.
Зосимы. Выгнанный в первый раз гордою Посадницею, он сказал ученикам своим: "Скоро, скоро сей дом
опустеет и двор его зарастет травою!", что и в самом деле совершилось. Род Борецких погиб с
республикою; дом Марфин опустел, - но доныне еще показывают в Новегороде место его {Другое чудо,
описанное в житии сего угодника, заставляет думать, что князь Иван Васильевич не простил тогда
знатных новогородцев, как говорят наши летописи. Св. Зосима, взглянув на шесть главных чиновников,
вместе с ним обедавших у Марфы, увидел их, сидящих без голов. Автор жития прибавляет, что сии шесть
чиновников были после казнены московским князем.}. -
Оставляя Марфу, изъявим желание, чтобы когда-нибудь искусное перо изобразило нам галерею
россиянок, знаменитых в истории или достойных сей чести. В рассуждении древности благоразумный
Стр.1