Н.М.Карамзин
Пантеон российских авторов
Воспроизводится по изданию: Н.М. Карамзин. <...> Оригинал здесь - http://www.rvb.ru
БОЯН
За несколько лет перед сим в одном монастырском архиве нашлось древнее русское сочинение,
достойное Оссиана и названное "Словом о полку Игореве". <...> Знатоки наших древностей утверждают, что
оно должно быть произведением XII века. <...> Может быть, жил Боян во времена героя Олега; {Из некоторых мест "Слова о
полку Игореве" можно заключить, что Боян жил при князе полоцком Всеславе I.} может быть, пел он
славный поход сего аргонавта к Царю-граду, или несчастную смерть храброго Святослава, который с
горстию своих погиб среди бесчисленных печенегов, или блестящую красоту Ольги, ее невинность в
сельском уединении, ее славу на троне. <...> Все летописи тогдашних
времен говорят о суеверных преданиях, единообразных войнах, нападениях, отражениях и молчат о том,
что было бы для нас гораздо любопытнее: о нравах, обычаях народов, их понятиях, отличных людях,
переменах в образе жизни и проч. <...> Несмотря на то, Несторова летопись есть сокровище нашей истории как
по своей древности, так и по некоторым характерным чертам, важным и, так сказать, лучезарным для
прозорливого историка новых, счастливейших времен. <...> МАТВЕЕВ АРТЕМОН СЕРГЕЕВИЧ
Ближний боярин, наместник разных городов, царския большия печати и государственных
посольских дел оберегатель; приказов: Стрелецкого, Казанского и других, тако ж и Монетного двора
главный судия. <...> Боярин Матвеев, наперсник и друг царя Алексея Михайловича, при юном царе Феодоре страдал
семь лет в заточении по нелепому доносу извергов, обвинявших его в тайном сношении с злыми духами;
возвратился наконец с честию и славою в Москву, чтобы чрез несколько дней... умереть на копьях
стрелецких! <...> Учитель Петра Великого, просвещеннейший муж своего времени, богослов и стихотворец, он
переложил в стихи - или, лучше сказать, в рифмы: ибо греческий метр <...>
Пантеон_российских_авторов.pdf
Н.М.Карамзин
Пантеон российских авторов
Воспроизводится по изданию: Н.М. Карамзин. Избранные сочинения в двух томах.М.; Л., 1964.
Оригинал здесь - http://www.rvb.ru
БОЯН
За несколько лет перед сим в одном монастырском архиве нашлось древнее русское сочинение,
достойное Оссиана и названное "Словом о полку Игореве". Знатоки наших древностей утверждают, что
оно должно быть произведением XII века. В нем живо описываются бедствия России и храбрость сынов
ее, дикость нравов и сила героев. Автор неизвестен; но в начале своей песни он именует другого
песнопевца, Бояна, славит его дарования и называет Соловьем древних лет. Мы не знаем, когда жил Боян
и что было содержанием его сладких гимнов; но желание сохранить имя и память древнейшего русского
поэта заставило нас изобразить его в начале сего издания. Он слушает поющего соловья и старается
подражать ему на лире. Может быть, жил Боян во времена героя Олега; {Из некоторых мест "Слова о
полку Игореве" можно заключить, что Боян жил при князе полоцком Всеславе I.} может быть, пел он
славный поход сего аргонавта к Царю-граду, или несчастную смерть храброго Святослава, который с
горстию своих погиб среди бесчисленных печенегов, или блестящую красоту Ольги, ее невинность в
сельском уединении, ее славу на троне.
НЕСТОР
Монах Киевского Печерского монастыря, родился в 1056, умер около 1120 года.
Нестор жил во мраке первого-надесять века: итак, мог ли быть Тацитом? Все летописи тогдашних
времен говорят о суеверных преданиях, единообразных войнах, нападениях, отражениях и молчат о том,
что было бы для нас гораздо любопытнее: о нравах, обычаях народов, их понятиях, отличных людях,
переменах в образе жизни и проч. Несмотря на то, Несторова летопись есть сокровище нашей истории как
по своей древности, так и по некоторым характерным чертам, важным и, так сказать, лучезарным для
прозорливого историка новых, счастливейших времен. Например, краткая речь князя Святослава к его
дружине перед битвою с греками не есть ли достаточное, славное изъявление древнего русского мужества
и народной гордости? "Не посрамим земли русския, но ляжем костьми; мертвые бо срама не имут. Станем
крепко; иду пред вами". Что может быть сильнее и разительнее? Таких золотых мест довольно в Несторе.
Будем ему благодарны. Старинные летописи других народов едва ли совершеннее наших.
НИКОН
Патриарх Московский, родился в 1613, умер в 1681 году.
Простой чернец Кожеозерского монастыря и через семь лет патриарх России, знаменитый не
ученостию, но благочестием и деятельною ревностию к вере: чему служит доказательством исправление
духовных книг и другие церковные учреждения его времени. Вдохновенный христианским смирением,
Никон сложил с себя верховный сан и в тихом уединении Воскресенского монастыря, в тесной келье,
осененной густыми деревами, провождал дни свои, богу и душеспасительным трудам посвященные. Там,
в часы отдохновения, собирал {Но не сочинял их.} он древние летописи России, известные ныне под его
именем и служащие основанием нашей истории.
В сем прекрасном монастыре, окруженном богатствами природы, и доныне все еще напоминает
Никона и строгое житие его. Когда цветет весна и громкие песни соловьев раздаются в долинах
воскресенских, обитатели Москвы посещают Новый Иерусалим и с чувством благоговения входят в кельи
смиренного патриарха.
МАТВЕЕВ АРТЕМОН СЕРГЕЕВИЧ
Стр.1