Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум

Нечто о науках, искусствах и просвещении

0   0
Первый авторКарамзин Николай Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID6142
Кому рекомендованоКритика
Карамзин, Н.М. Нечто о науках, искусствах и просвещении : Статья / Н.М. Карамзин .— : [Б.и.], 1793 .— 8 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6142 (дата обращения: 16.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Николай Карамзин Нечто о науках, искусствах и просвещении Que les Muses, les arts et la philosophie Passent d`un peuple a l`autre et consolent la vie! <...> Вообще рассуждение его о науках { Discours sur la question, proposee par l`Academie de Dijon, si le retablissement des Sciences et des Arts a contribue a epurer les moeurs? <...> (Рассуждение о вопросе, предложенном академией города Дижона, способствовало ли развитие наук и искусств очищению нравов (франц.) <...> . - Ред.).} есть, так сказать, логический хаос, в котором виден только обманчивый порядок или призрак порядка; в котором сияет только ложное солнце - как в хаосе творения, по описанию одного поэта, - и день с ночью непосредственно, то есть без утра и вечера, соединяются. <...> Они не суть плод глубокого размышления, но первые, так сказать, идеи, возбужденные чтением Руссова творения { Новая пиеса одного неизвестного немецкого автора, которая нечаянно попалась мне в руки и в которой бедные науки страдают ужасным образом, заставила меня прочесть со вниманием "Discours" de J.-J. <...> Может ли человек быть бесчувствен тогда, когда громы натуры гремят над его головою; когда страшные огни ее пылают на горизонте и рассекают небо; когда моря ее шумят и ревут в необозримых своих равнинах; когда она цветет перед ним в зеленой одежде своей, или сияет в злате блестящих плодов, или, как будто бы утружденная великолепием своих феноменов, облекается в черную ризу осени и погружается в зимний сон под белым кровом снегов своих? <...> - Таким образом, собирает он бесчисленные идеи или чувственные понятия, которые суть не что иное, как непосредственное отражение предметов, и которые носятся сначала в душе его без всякого порядка; но скоро пробуждается в ней та удивительная сила или способность, которую называем мы разумом и которая ждала только чувственных впечатлений, чтобы начать свои действия. <...> Подобно лучезарному солнцу, освещает она хаос идей, разделяет и совокупляет их, находит между ими различия и сходства, отношения, частное и общее, и производит <...>
Нечто_о_науках,_искусствах_и_просвещении.pdf
Николай Карамзин Нечто о науках, искусствах и просвещении Que les Muses, les arts et la philosophie Passent d`un peuple a l`autre et consolent la vie! St. Lambert {*} {* Пусть музы, искусства, философия переходят от народа к народу и услаждают жизнь! СенЛамбер (франц.). - Ред.} Оригинал здесь - http://imwerden.de/ Был человек - и человек великий, незабвенный в летописях философии, в истории людей, - был человек, который со всем блеском красноречия доказывал, что просвещение для нас вредно и что науки несовместны с добродетелию! Я чту великие твои дарования, красноречивый Руссо! Уважаю истины, открытые тобою современникам и потомству, - истины, отныне незагладимые на досках нашего познания, - люблю тебя за доброе твое сердце, за любовь твою к человечеству; но признаю мечты твои мечтами, парадоксы - парадоксами. Вообще рассуждение его о науках { Discours sur la question, proposee par l`Academie de Dijon, si le retablissement des Sciences et des Arts a contribue a epurer les moeurs? (Рассуждение о вопросе, предложенном академией города Дижона, способствовало ли развитие наук и искусств очищению нравов (франц.). - Ред.).} есть, так сказать, логический хаос, в котором виден только обманчивый порядок или призрак порядка; в котором сияет только ложное солнце - как в хаосе творения, по описанию одного поэта, - и день с ночью непосредственно, то есть без утра и вечера, соединяются. Оно есть собрание противоречий и софизмов, предложенных - в чем надобно отдать справедливость автору - с немалым искусством. "Но Жан-Жака нет уже на свете: на что беспокоить прах его?" - творца нет на свете, но творение существует; невежды читают его - самые те, которые ничего более не читают, - и под эгидою славного женевского гражданина злословят просвещение. Если бы небесный Юпитер отдал им на время гром свой, то великолепное здание наук в одну минуту превратилось бы в пепел. Я осмеливаюсь предложить некоторые примечания, некоторые мысли свои о сем важном предмете. Они не суть плод глубокого размышления, но первые, так сказать, идеи, возбужденные чтением Руссова творения { Новая пиеса одного неизвестного немецкого автора, которая нечаянно попалась мне в руки и в которой бедные науки страдают ужасным образом, заставила меня прочесть со вниманием "Discours" de J.-J. ("Рассуждение" Жан-Жака (франц.). - Ред.). - Примечания мои неважны, но они по крайней мере не выписаны ни из Готье, ни из Лаборда, ни из Мену, которых я или совсем не читал, или совсем забыл. - Что же принадлежит до господина немецкого анонимуса, то он, кроме злобы, тупоумия и несносного готтедского слога, ничем похвалиться не может; на такие сочинения нет ответа.}. Со времен Аристотелевых твердят ученые, что надобно определять вещи, когда желаешь говорить об них и говорить основательно. Дефиниции, или определения, служат фаросом в путях умствования - фаросом, который беспрестанно должен сиять пред глазами нашими, если мы не хотим с прямой черты совратиться. Руссо пишет о науках, об искусствах, не сказав, что суть науки, что искусства. Правда, если бы он определил их справедливо, то все главные идеи трактата его поднялись бы на воздух и рассеялись в дыме, как пустые фантомы и чада Химеры: то есть трактат его остался бы в туманной области небытия, - а Жан-Жаку непременно хотелось бранить ученость и просвещение. Для чего же? Может быть, для странности; для того, чтобы удивить людей и показать свое отменное остроумие: суетность, которая бывает слабостию и самых великих умов! Несмотря на разные классы наук, несмотря на разные имена их, они суть не что иное, как познание натуры и человека, или система сведений и умствований, относящихся к сим двум предметам { Познание сих двух предметов ведет нас к чувствованию всевечного творческого разума.}. От чего произошли они? - От любопытства, которое есть одно из сильнейших побуждений души человеческой: любопытства, соединенного с разумом. Добрый Руссо! Ты, который всегда хвалишь мудрость природы, называешь себя другом ее и
Стр.1