Полосков shmihael@yandex.ru ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФОРМЫ РАЗДЕЛКИ И РЕЖИМОВ СВАРКИ НА ОСТАТОЧНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ В КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Эффективным методом повышения производительности и качества сварочных работ при изготовлении корпусных конструкций специальной техники является внедрение двухдуговой сварки по узкому зазору. <...> Для расширения областей ее применения определена зависимость сварочных напряжений в корпусных конструкциях специальной техники от формы разделки и параметров процесса сварки. <...> В результате физико-математического моделирования установлено, что характер распределения остаточных сварочных напряжений при переходе от стандартных на зауженную разделку кромок практически не изменяется. <...> Определено, что максимальный уровень остаточных сварочных напряжений не только не возрастает по мере роста толщины броне листов, но даже несколько снижается (особенно в корневой части) при многопроходной двухдуговой сварке. <...> Ключевые слова: двухдуговая сварка, корпусные конструкции, остаточные сварочные напряжения, специальная техника, физико-математическое моделирование, узкий зазор. <...> Effective method of improving the productivity and quality of welding in the manufacture of hull structures of special equipment is usage of dual-arc welding by a narrow gap. <...> We describe the dependence of welding stresses in the hull constructions from welding process parameters in order to expand its applications. <...> As a result of physical and mathematical modeling it is established that the distribution of residual welding stresses in the transition from standard to constricted bevels is practically unchanged. <...> Determined that the maximum level of residual welding stresses not only increases with the thickness of the armor sheets, but even slightly reduced (especially at the root portion) for multi-twin-arc welding. <...> С учетом габаритных размеров и толщин используемого металла наиболее трудоемким при сборке специальной техники является производство корпусных изделий, при изготовлении которых широко применяется сварка, занимающая до 50 % от всего объема работ. <...> В процессе сварки корпусных конструкций металл подвергается пластической деформации, приводящей <...>