ЧАСТЬ 2** Статья посвящена анализу социальных потребностей человека, создаваемых особым, присущим лишь людям образом жизни. <...> Автор стремится доказать, что эти потребности, порождаемые способностью к абстрактнологическому мышлению, отличны от социальных интересов человека и совпадают с духовными нуждами людей. <...> В статье предлагаются некоторые социально-философские дополнения и уточнения к типологии потребностей, созданной выдающимся психологом А. <...> В первой части данной статьи, завершающей цикл работ, посвященных типологии человеческих потребностей1, автор рассматривал группу социальных потребностей, присущих исключительно людям. <...> Автор исходит из убеждения в том, что исключительность * Момджян Карен Хачикович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> : 8 (495) 939-19-40; e-mail: karm48@mail.ru ** Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-03-00868 «Российское общество и государство в их становлении и эволюции: этно-религиозные, культурно-исторические и коммуникативные контексты»). <...> 99 человека задается не орудийным отношением к среде (как полагают многие ученые, согласные с известным определением человека как «животного, создающего орудия труда»). <...> В действительности необходимым и достаточным признаком человека является информационный механизм поведения, представленный абстрактнологическим, вербально-понятийным мышлением. <...> С возникновением этого механизма происходят фундаментальные изменения психики, связанные как со способом ориентации в мире, так и со способом реакции на воздействия внешней и внутренней среды. <...> Что касается реактивных функций психики, то вместе с мышлением человек обретает уникальную способность к мотивационной экспертизе возможных поведенческих реакций на безальтернативные влечения, вызываемые актуализацией человеческих потребностей. <...> Именно <...>