2007080116
Святое христіанство явилось Божественною силою, освятившею и духовно возсоздавшею всю землю и все земнородное. <...> Въиоторіи челов чества оно явилось поворотнымъ пунктомъ, съ котораго повелось иное направленіе и совс мъ другой строй въ жизни людей и ц лыхъ народовъ. <...> По справедливымъ словамъ одного изъ либеральн йшихъ мыслителей (Гегеля), христіанство есть „міровой рычагъ, на которомъ обращается міръ. до котораго и отъ котораго идетъ вся исторія міра". <...> 1,16), христіанство постепенно совершало и совершаетъ истин
ный прогрессъ въ челов честв , т. е. духовное совершенствоваше, умственно-нравственное преусп яніе, которыми такъ р шительно и существенно отли
чаются времена и народы христіанскіе отъ временъ и народовъ нехристіанскихъ. <...> Стремясь къ водворенію царствія Божія на земл , христіанство совер
шаетъ свое величайшее, спасительное д ло, отнюдь не насилуя воли и свободы челов ческой, не путемъ какихъ либо крутыхъ переворэтовъ, не насильственнымъ уничтожешемъ прежнихъ порядковъ, а постепеннымъ, внутреннимъ проникновешемъ во внутрен1*
4
н йшія стороны жизни в рующихъ людей и всестороннимъ преобразованіемъ этой жизни. <...> Изъ вс хъ племенъ и народовъ земныхъ, наша Русь святая едва ли не бол е вс хъ испытала на себ благодатное возд иствіе христіанства; бол е вс хъ другихъ народовъ она им етъ данныя усматривать осо
бенное Божественное нромышленіе о себ , такъ ска
зать, осязать руку Божію на вс хъ судьба&к своихъ, на всемъ, что съ нею было и что сбывается; Съ самаго <...>
Россия_-_светоч_православия.pdf
РОССІЯ-СВШЧЪ
ПРАВОШВІЯ.
Проф. А. Царевсшо.
,'«..- 5 it г
КАЗАНЬ.
I D Тино-лмтографі.я Императоре к а г о Университета
1 8 9 4.
Стр.1
Отд лышй оттискъ изъ журнала „ПравославвыйСобес дникъ"
за 1894 годъ.
200708011 6
Стр.2
Святое христіанство явилось Божественною силою,
освятившею и духовно возсоздавшею всю землю и все
земнородное. Въиоторіи челов чества оно явилось поворотнымъ
пунктомъ, съ котораго повелось иное направленіе
и совс мъ другой строй въ жизни людей и
ц лыхъ народовъ. По справедливымъ словамъ одного
изъ либеральн йшихъ мыслителей (Гегеля), христіанство
есть „міровой рычагъ, на которомъ обращается
міръ. до котораго и отъ котораго идетъ вся исторія
міра". Какъ сила Божія во спасеніе (Рим. 1,16), христіанство
постепенно совершало и совершаетъ истинный
прогрессъ въ челов честв , т. е. духовное совершенствоваше,
умственно-нравственное преусп яніе,
которыми такъ р шительно и существенно отличаются
времена и народы христіанскіе отъ временъ
и народовъ нехристіанскихъ. Стремясь къ водворенію
царствія Божія на земл , христіанство совершаетъ
свое величайшее, спасительное д ло, отнюдь
не насилуя воли и свободы челов ческой, не путемъ
какихъ либо крутыхъ переворэтовъ, не насильственнымъ
уничтожешемъ прежнихъ порядковъ, а постепеннымъ,
внутреннимъ проникновешемъ во внутрен1*
Стр.3
4
н йшія стороны жизни в рующихъ людей и всестороннимъ
преобразованіемъ этой жизни.
Изъ вс хъ племенъ и народовъ земныхъ, наша
Русь святая едва ли не бол е вс хъ испытала на себ
благодатное возд иствіе христіанства; бол е вс хъ другихъ
народовъ она им етъ данныя усматривать особенное
Божественное нромышленіе о себ , такъ сказать,
осязать руку Божію на вс хъ судьба&к своихъ,
на всемъ, что съ нею было и что сбывается; Съ самаго
начала своей исторической жизни Русь явилась
нарочитою избранницею Промысла Божія. Подобно
тому, какъ древле Богъ избралъ гору Сіонъ, „юже
возлюби и избра въ жилище себ " (Пс. СХХХІ, 13);
подобно тому, какъ избиралъ Онъ въ особенную любовь
свою праотцевъ Авраама, Исаака, Іашва, царя
Давида, пророка Іеремію и др., какъ потомъ Самъ
Христосъ Спаситель избралъ и къ себ попреимуществу
приблизилъ дв надцать учениковъ своихъ и изъ
нихъ Іоанна, возлюбленн йшаго своего ученика,—такъ
Богу угодно было избрать въ семь народовъ славянерусскій
народъ, съ самаго возникновенія его, избрать
предметомъ особенной своей любви и промышленія,
подготовляя его къ своему служенію и великой міровой
д ятельности.
Въ самомъ д л , уже первоначальное возншшовеніе
славянорусскаго царства представляете сц цленіе
знаменательныхъ и неожиданныхъ, повидимому, случайностей,
въ которыхъ однако непредзанятый взоръ
историка узнаетъ перстъ Божій и особенное Божественное
изіюленіе. Изъ чего, какъ и когда составилась
Стр.4
5
славянская Россія? — Нев домо откол , когда именно
и при какихъ условіяхъ—хотя это было уже во времена
для Европы осв щенныя исторіею, — на м ст
хорошо также изв стныхъ исторіи древнихъ народовъ,
появляется новое племя, славянское. Происхожденіе
славянъ и обстоятельства ихъ первоначальнаго появленія
въ Европ остаются досел , да в роятно и навсегда
останутся, историческою загадкою, на которую
отв чаютъ въ наук одни только предположенія, различный
гаданія и гипотезы. Ни по своей культур ,
ни въ своемъ быт жизненномъ племя славянъ не представляло
изъ себя ничего хоть сколько нибудь прочнаго,
устойчиваго , не им ло, повидимому, никакихъ
задатковъ на продолжительную жизнь и видную историческую
роль, не им ло даже никакихъ ручательствъ
за свое независимое существованіе и дальн йшее разви
т По вс мъ челов ческимъ соображеніямъ и естественнымъ
видимостямъ, оно должно было составить
самую удобную и легкую добычу для какого либо
иного, бол е развитого племени и въ немъ окончательно
выродиться, безвозвратно потонуть. Славяне
представляли собою племя въ собственномъ смысл
слова дикое, совершенно нев жественное ибезсильное;
языческая религія ихъ не возвышалась надъ обоготвореніемъ
земли и видимыхъ частей и силъ природы;
по культур своей они стояли на самой низкой ступени
развитія; въ политическомъ отношеніи они не
составляли даже и подобія какого либо государственнаго
объединенія: вся масса славянъ состояла изъ безчисленнаго
множества отд льныхъ семей, родовъ, об
Стр.5