Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Гармонические стили в музыке доклассического периода: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов

1   0
Первый авторСизова Елена Равильевна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц160
ID612915
АннотацияВ пособии рассматриваются проблемы модальной гармонии в музыке доклассических эпох, освещаются вопросы эволюции гармонического мышления, дается характеристика гармонических стилей, приводятся рекомендации по выполнению стилевого анализа в курсе гармонии. Книга содержит теоретический материал, примеры практических заданий, образцы гармонического анализа, Терминологический словарь, а также Нотное приложение с музыкальными текстами произведений IV–XVII веков.
Кому рекомендовано Пособие предназначено не только студентам музыкальных вузов, но и профессиональным музыкантам, желающим расширить свои знания в области исторического развития гармонии.
Сизова, Е.Р. Гармонические стили в музыке доклассического периода: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов / Е.Р. Сизова .— 2-е изд., доп. и перераб. — Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2017 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/612915 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> П.И. Чайковского» Е.Р. Сизова ГАРМОНИЧЕСКИЕ СТИЛИ В МУЗЫКЕ ДОКЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА Учебное пособие Челябинск 2017 УДК 781 ББК 85.310.4 С34 Сизова Е.Р. <...> Гармонические стили в музыке доклассического периода: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов / Е.Р. Сизова. <...> Рецензенты: О.А. Урванцева, профессор кафедры истории и теории музыки ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. <...> М.И. Глинки», доктор искусствоведения, доцент; Н.В. Растворова, доцент кафедры истории, теории музыки и композиции ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> В пособии рассматриваются проблемы модальной гармонии в музыке доклассических эпох, освещаются вопросы эволюции гармонического мышления, дается характеристика гармонических стилей, приводятся рекомендации по выполнению стилевого анализа в курсе гармонии. <...> Книга содержит теоретический материал, примеры практических заданий, образцы гармонического анализа, Терминологический словарь, а также Нотное приложение с музыкальными текстами произведений IV–XVII веков. <...> Пособие предназначено не только студентам музыкальных вузов, но и профессиональным музыкантам, желающим расширить свои знания в области исторического развития гармонии. <...> П.И. Чайковского, 2017 ОТ АВТОРА Создание данного учебного пособия предпринято с целью формирования у студентов музыкальных вузов в процессе изучения курса гармонии целостных и научно обоснованных представлений о процессах исторической эволюции музыкального мышления в западноевропейской музыке. <...> Материал пособия объединяет в единое целое и концентрирует разрозненную информацию о гармонии доклассического периода, содержащуюся в отдельных статях, научных сборниках, методических пособиях, дополняет ее методическими комментариями, нотными примерами, аналитическими <...>
Гармонические__стили__в__музыке__доклассического__периода_учеб._пособие_для_студентов_музыкальных_вузов.pdf
УДК 781 ББК 85.310.4 С34 Сизова Е.Р. Гармонические стили в музыке доклассического периода: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов / Е.Р. Сизова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2017. – 160 с. Рецензенты: О.А. Урванцева, профессор кафедры истории и теории музыки ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки», доктор искусствоведения, доцент; Н.В. Растворова, доцент кафедры истории, теории музыки и композиции ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», кандидат искусствоведения, доцент. В пособии рассматриваются проблемы модальной гармонии в музыке доклассических эпох, освещаются вопросы эволюции гармонического мышления, дается характеристика гармонических стилей, приводятся рекомендации по выполнению стилевого анализа в курсе гармонии. Книга содержит теоретический материал, примеры практических заданий, образцы гармонического анализа, Терминологический словарь, а также Нотное приложение с музыкальными текстами произведений IV–XVII веков. Пособие предназначено не только студентам музыкальных вузов, но и профессиональным музыкантам, желающим расширить свои знания в области исторического развития гармонии. Печатается по решению Редакционно-издательского совета ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского © Сизова Е.Р., 2004, 2017 © ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2017
Стр.2
ОТ АВТОРА Создание данного учебного пособия предпринято с целью формирования у студентов музыкальных вузов в процессе изучения курса гармонии целостных и научно обоснованных представлений о процессах исторической эволюции музыкального мышления в западноевропейской музыке. Материал пособия объединяет в единое целое и концентрирует разрозненную информацию о гармонии доклассического периода, содержащуюся в отдельных статях, научных сборниках, методических пособиях, дополняет ее методическими комментариями, нотными примерами, аналитическими этюдами, благодаря чему освоение учебного материала курса гармонии должно стать более удобным, рациональным и качественным. Следует признать, что большая часть учебников и учебных пособий по вузовскому курсу гармонии посвящена более позднему периоду развития европейской музыки, охватывающему преимущественно XVIII–ХХ столетия. Учитывая то, что и в среднем звене музыкального образования (в музыкальных училищах и колледжах) доклассическая гармония целенаправленно и основательно не изучается, можно предположить, что в сознании студентов возникают определенные пробелы. Многолетний педагогический опыт автора пособия показывает, что знания гармонии у студентов как музыкальных колледжей, так и вузов концентрируются главным образом в области музыкального классицизма, романтизма и музыки первой половины ХХ столетия. К сожалению, студенты нередко обходят стороной огромный исторический пласт развития доклассической европейской культуры, не соприкасаясь с ним всерьез ни в теоретическом, ни в практическом аспектах, и в итоге оказываются неподготовленными к восприятию данного материала в дальнейшей профессиональной деятельности. Вместе с тем весьма продолжительный исторический период, предшествующий эпохе Классицизма, обладает собственной историей гармонических стилей – историей богатой и интересной, породившей на свет множество выдающихся композиторов и большое количество замечательных произведений искусства. Гармония доклассического периода обладает уникальными особенностями, связанными, прежде всего, с модальной основой звуковысотной организации и, безусловно, заслуживает более тщательного и всестороннего изучения. Сложность освоения гармонии старинной музыки обусловлена несколькими факторами. Во-первых, она значительно менее глубоко 3
Стр.3
исследована в теоретическом музыкознании, чем гармония более позднего времени. Теория модальной гармонии в отечественном музыкознании начала интенсивно разрабатываться только в 80-х годах ХХ столетия в трудах Т.Б. Барановой, С.Н. Лебедева, М.Н. Лобановой, Ю.Н. Холопова, М.А. Этингера и других музыковедов и еще не успела оформиться в законченное музыкальнотеоретическое учение. Во-вторых, на сегодняшний день отсутствуют фундаментальные учебно-методические труды, сопоставимые по своему значению с учебниками по гармонии П.И. Чайковского и Н.А. РимскогоКорсакова, которые освещали бы проблемы модальной гармонии и позволили бы тщательно изучить их в образовательном процессе. В-третьих, у большей части студентов музыкальных вузов по объективным причинам отсутствует достаточный слуховой опыт, а также навыки активного и осознанного восприятия доклассической музыки. Музыкальные произведения доклассического периода (за исключением музыки барокко), как правило, значительно реже исполняются на концертной эстраде и в средствах массовой информации, менее востребованы в учебной исполнительской практике, менее известны в студенческой среде и, соответственно, не являются основой музыкального тезауруса современного молодого музыканта. Поэтому приходится констатировать, что большинство студентов музыкальных вузов (особенно на начальном этапе обучения, когда изучается курс гармонии) имеют достаточно разрозненные слуховые представления о старинной музыке и поверхностные знания об особенностях модальной гармонии и закономерностях эволюции гармонического мышления в доклассическую эпоху. В действительности же модальная система гармонии составила основу многих доклассических музыкальных стилей, явившись, по существу, единственной формой звуковысотных отношений в музыке на протяжении довольно длительного времени: от средневековья до XVII века. Развитие модальной гармонической системы охватывает тысячелетний период европейской истории, предшествующий тональной гармонии, и имеет множество конкретно-стилевых форм выражения: от средневекового двухголосного органума до барочной функциональной тональности. В рамках старинной модальной техники письма постепенно и длительно, в течение нескольких веков, происходило формирование нового гармонического мышления, обусловившего рождение мажоро-минорной тональной системы в творчестве композиторов-классиков. Элементы модального мышления довольно часто встречаются не только в музыке предклассического периода (у И.С. Баха и его современников), но и постклассического. В XIX веке существуют смешанные типы тонально-модальных систем (например, 4
Стр.4