УДК 377, 378 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ: РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ © Е. В. Калинкин, д-р экон. наук, профессор, Российский экономический университет им. <...> Определена социально-экономическая роль профессиональной составляющей в структуре человеческого капитала и условия ее эффективной реализации. <...> Ключевые слова: человеческий капитал и человеческий потенциал, профессиональная составляющая, кадровое обеспечение приоритетных направлений развития российской экономики, условия целевой подготовки специалистов. <...> Во многих научных публикациях и даже в федеральных документах [6] относительно развития российской экономики и системы образования часто используются определения «человеческий капитал» и «человеческий потенциал». <...> В связи с этим необходим системный анализ содержания этих широко используемых понятий с целью определения их социально-экономической роли в отдельности и условия их эффективного взаимодействия. <...> При этом статус семьи не влияет автоматически и однозначно на формирование ребенка, молодого человека, поскольку не только благодаря, но и вопреки из богатых и малообеспеченных семей выходят одаренные, успешные и наоборот. <...> Система образования формирует важнейшую составляющую человеческого капитала. <...> Общее образование является обязательным, профессиональное приобретается с учетом способностей, интересов человека и условий доступности. <...> Последнее зависит от участия государства и работодателей в финансировании учреждений профессионального образования, а также от уровня реальных доходов домохозяйств. <...> Роль таких доходов возрастает, поскольку увеличивается доля платного профессионального образования. <...> Наиболее это характерно для высшей школы, где больше половины студентов обучается на платной основе. <...> Справедливо утверждение, что образование является важнейшим элементом социализации и основой социального капитала общества1 . <...> В связи с этим функции <...>