Программа «Мое здоровье»: концептуальные основы Ю.В. Науменко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, социальной психологии и здоровьеформирующего образования Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Ценностные основания образовательной программы «Мое здоровье» Исследователи едины в том, что в рамках каждой культуры существует исторически сложившаяся система взаимосвязанных культурообразующих символов, призванная приучить людей к определенным разновидностям жизнедеятельности в соответствии с некой заданной моделью, необходимой для существования определенного типа социокультурной целостности. <...> Не оспаривая существования других систем, мы обосновали существование следующей 50 базовой системы культурообразующих символов: «здоровье — здоровый образ жизни — нездоровье». <...> «Здоровье» как культурообразующий символ представляет собой образ человека (идеал), соответствующий определенной системе этико-философских воззрений на мир в целом и на место (предназначение) человека в этом мире, характерной для конкретной социально-культурной общности. <...> Соответственно, «здоровый образ жизни» как культурообразующий символ, производный от символа «здоровье», задает благополучный для данной конкретной социально-культурной общности образ жизнедеятельности отдельного конкретного человека. <...> Социокультурный символ «нездоровье» описывает образ человека, который сознательно или бессознательно не принимает полностью или частично системы ценностей конкретной социально-культурной общности и поэтому не может быть в ней успешным. <...> Здоровье Этот социокультурный феномен, по нашему мнению, характеризует жизнедеятельность человека, которая «не вписывается» в социально-культурную деятельность общества. <...> Таким образом, система взаимозависимых культурообразующих символов «здоровье <...>