Т ема номера Внешкольная работа Татьяна Черникова методист Центра внешкольной работы с детьми и подростками, с. <...> Тербуны Тербунского района, Липецкая область Разнообразие форм природоохранительной работы Внеклассная природоохранительная работа в школе отличается исключительным многообразием форм. <...> Среди них — индивидуальные, групповые, массовые; элементарные и комплексные; разовые и постоянно действующие; устные, печатные наглядные, радиовещательные, кинодемонстрационные; информационные, игровые, соревновательные, деловые. <...> Наиболее доступными для проведения являются устные элементарные формы работы. <...> Лекция может быть и самостоятельным мероприятием, и элементом какой-либо комплексной формы. <...> Она предполагает достаточно глубокое изложение материала по ряду вопросов или отдельным важным проблемам. <...> С учетом детской психики продолжительность лекции не должна превышать 30–40 минут. <...> Доклад намного короче лекции, затрагивает более узкий вопрос или частную проблему. <...> С докладами школьники выступают на конференциях, семинарах, тематических вечерах. <...> Беседа охватывает небольшой круг участников, предполагает атмосферу задушевности, доверительности, полного контакта. <...> Обсуждение является обычно продолжением коллективного просмотра к/ф, ознакомления с литературным произведением и т. д. <...> Информационное сообщение — это непродолжительное (до 15–20 мин.) выступления учащихся с кратким изложением интересных данных о природе и ее охране. <...> 38 Внешкольная работа Отличительной особенностью устных комплексных форм является или сочетание разных элементарных видов работы, или участие в них одновременно нескольких докладчиков, или многократно повторяющийся системный характер мероприятия. <...> Цикл лекций, несомненно, является комплексной формой, если входящие в него отдельные выступления связаны общей проблемой и постоянным составом слушателей. <...> В некоторых школах с успехом работают лектории. <...> Иногда лекторий <...>