91–105 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ И УСТРОЙСТВ УДК 519.248 Марковские модели в задачах оценивания транспортных корреспонденций* В. <...> Е-mail: a.tesselkin@gmail.com Рассматриваются вопросы оценивания транспортных корреспонденций по данным наблюдений за транспортными потоками. <...> Модели наблюдения основаны на различных представлениях графа транспортной сети. <...> Предлагается модель представления потоков в транспортной сети: каждый микрообъект этой сети в определенный момент времени с некоторой вероятностью переходит из одной вершины графа в другую. <...> Такая модель описывается стационарной марковской цепью с дискретным временем и соответствующей матрицей переходных вероятностей, причем вершины графа ассоциируются с состояниями цепи. <...> Приводится постановка задачи планирования экспериментов для оценки переходных вероятностей цепи Маркова с использованием D-оптимальных планов. <...> Для оценивания транспортных корреспонденций граф транспортной сети приводится к канонической форме на основе разбиения вершин графа на исходные, внутренние и конечные. <...> С точки зрения теории марковских процессов состояния цепи разделяются на поглощающие и невозвратные. <...> Задача оценки корреспонденций сводится к задаче оценивания опосредованных переходных вероятностей на основе фундаментальной матрицы марковской цепи. <...> Предложенный метод оценки корреспонденций иллюстрируется на примере конкретной транспортной сети, а также предлагаются рекомендации по применению метода в практических задачах. <...> Ключевые слова: матрица корреспонденций, марковские цепи, планирование экспериментов, транспортная сеть, оценивание переходных вероятностей, метод максимального правдоподобия, модель наблюдения, информация Фишера DOI: 10.17212/1814-1196-2016-1-91-105 http://journals.nstu.ru/vestnik Science Bulletin of the NSTU Vol. <...> Проблема получения корреспонденций заключается в том, что они в явном виде ненаблюдаемы, и их приходится находить опосредованно. <...> В данной работе предлагается подход к оцениванию <...>