Философская мысль: рецепция и интерпретация ФН – 3/2017 ДВА ТеЛА КОРОЛЯ И ДВА ТеЛА ЗЛОДеЯ: ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПеКТ «БАНАЛЬНОСТИ ЗЛА» ХАННЫ АРеНДТ Р.В. <...> ГУЛЯЕВ Аннотация Статья посвящена анализу философской проблематики книги Ханны Арендт «Банальность зла», традиционно рассматриваемой преимущественно как продолжение ее исторических и политико-теоретических исследований тоталитаризма. <...> В настоящей статье предлагается рассмотреть принципиально другой уровень вопросов, по существу философских и во многом противопоставляющих «Банальность зла» остальному творчеству Арендт. <...> Однако по мере приближения приговора и казни Эйхман в изображении Арендт существенно меняется, в его репликах и поступках появляются трагизм и глубина. <...> При этом отношение самой Арендт и к Эйхману, и к нацистам в целом на протяжении всей ее жизни остается неизменным, и объяснить подобную перемену внезапной личной симпатией к герою невозможно. <...> Начавшись как попытка отделить личность и преступления отдельного индивида от уполномочившего его политического режима, «Банальность зла» внезапно превращается в историю столкновения индивида и бюрократической машины, и Эйхман в течение жизни успевает оказаться по обе стороны этого конфликта. <...> Два тела короля и два тела злодея: политико-философский аспект «Банальности зла» Ханны Арендт // Философские науки. <...> Подчеркнуто сдержанный и в то же время доступный язык судебного репортажа оказался, возможно, наиболее 53 Философская мысль: рецепция и интерпретация продуктивным способом описания постигшей Европу катастрофы 1933–1945 гг. <...> Если оставить в стороне описания административной механики тоталитарного режима (которые по большому счету лишь дополняют фактическим материалом тезисы более ранней работы «Истоки тоталитаризма»), то содержание «Банальности зла» можно резюмировать фразой А.Ф. Филиппова: «Мы не можем окончательно согласиться или опровергнуть эту оценку, но Арендт <...>