Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Философские науки  / №3 2017

ДВА ТЕЛА КОРОЛЯ И ДВА ТЕЛА ЗЛОДЕЯ: ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ «БАНАЛЬНОСТИ ЗЛА» ХАННЫ АРЕНДТ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторГуляев
Страниц15
ID610207
АннотацияСтатья посвящена анализу философской проблематики книги Ханны Арендт «Банальность зла», традиционно рассматриваемой преимущественно как продолжение ее исторических и политико-теоретических исследований тоталитаризма. В настоящей статье предлагается рассмотреть принципиально другой уровень вопросов, по существу философских и во многом противопоставляющих «Банальность зла» остальному творчеству Арендт. Существенная проблема заключается в наличии двух противоречащих друг другу описаний главного героя книги, Адольфа Эйхмана. На протяжении большей части повествования он предстает бездумным оппортунистом, носителем банальной биографии и шаблонного мышления, из-за исполнительности которого, в сочетании с экстраординарными историческими обстоятельствами, гибнут миллионы. Однако по мере приближения приговора и казни Эйхман в изображении Арендт существенно меняется, в его репликах и поступках появляются трагизм и глубина. При этом отношение самой Арендт и к Эйхману, и к нацистам в целом на протяжении всей ее жизни остается неизменным, и объяснить подобную перемену внезапной личной симпатией к герою невозможно. Начавшись как попытка отделить личность и преступления отдельного индивида от уполномочившего его политического режима, «Банальность зла» внезапно превращается в историю столкновения индивида и бюрократической машины, и Эйхман в течение жизни успевает оказаться по обе стороны этого конфликта. В таком виде книга Арендт перекликается с основным тезисом «Двух тел короля» Эрнста Канторовича: принадлежность к политическому телу сущностно меняет человека, но еще большие изменения происходят в случае попытки его с этим телом разделить.
Гуляев, Р.В. ДВА ТЕЛА КОРОЛЯ И ДВА ТЕЛА ЗЛОДЕЯ: ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ «БАНАЛЬНОСТИ ЗЛА» ХАННЫ АРЕНДТ / Р.В. Гуляев // Философские науки .— 2017 .— №3 .— С. 54-68 .— URL: https://rucont.ru/efd/610207 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философская мысль: рецепция и интерпретация ФН – 3/2017 ДВА ТеЛА КОРОЛЯ И ДВА ТеЛА ЗЛОДеЯ: ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПеКТ «БАНАЛЬНОСТИ ЗЛА» ХАННЫ АРеНДТ Р.В. <...> ГУЛЯЕВ Аннотация Статья посвящена анализу философской проблематики книги Ханны Арендт «Банальность зла», традиционно рассматриваемой преимущественно как продолжение ее исторических и политико-теоретических исследований тоталитаризма. <...> В настоящей статье предлагается рассмотреть принципиально другой уровень вопросов, по существу философских и во многом противопоставляющих «Банальность зла» остальному творчеству Арендт. <...> Однако по мере приближения приговора и казни Эйхман в изображении Арендт существенно меняется, в его репликах и поступках появляются трагизм и глубина. <...> При этом отношение самой Арендт и к Эйхману, и к нацистам в целом на протяжении всей ее жизни остается неизменным, и объяснить подобную перемену внезапной личной симпатией к герою невозможно. <...> Начавшись как попытка отделить личность и преступления отдельного индивида от уполномочившего его политического режима, «Банальность зла» внезапно превращается в историю столкновения индивида и бюрократической машины, и Эйхман в течение жизни успевает оказаться по обе стороны этого конфликта. <...> Два тела короля и два тела злодея: политико-философский аспект «Банальности зла» Ханны Арендт // Философские науки. <...> Подчеркнуто сдержанный и в то же время доступный язык судебного репортажа оказался, возможно, наиболее 53 Философская мысль: рецепция и интерпретация продуктивным способом описания постигшей Европу катастрофы 1933–1945 гг. <...> Если оставить в стороне описания административной механики тоталитарного режима (которые по большому счету лишь дополняют фактическим материалом тезисы более ранней работы «Истоки тоталитаризма»), то содержание «Банальности зла» можно резюмировать фразой А.Ф. Филиппова: «Мы не можем окончательно согласиться или опровергнуть эту оценку, но Арендт <...>