Теплофизика и аэромеханика, 2017, том 24, № 2 УДК 532.526.4 + 532.546.6 + 533.69.048 Опыт применения вдува воздуха в турбулентный пограничный слой крыла самолета за счет ресурсов внешнего напорного потока В.И. Корнилов Институт теоретической и прикладной механики им. <...> С.А. Христиановича СО РАН, Новосибирск E-mail:kornilov@itam.nsc.ru Изучена возможность применения вдува воздуха в несжимаемый турбулентный пограничный слой несимметричного крылового профиля через мелкоперфорированную секцию, являющуюся частью обтекаемой поверхности крыла. <...> Вдув осуществлялся путем подачи внешнего напорного потока через проницаемую носовую часть крыла. <...> Показано, что при размещении секции вдува на «плоской» стороне крыла можно достичь лишь незначительного выигрыша в профильном сопротивлении. <...> Вместе с тем, полученные результаты показывают, что имеется резерв повышения аэродинамической эффективности крыла за счет более удачного выбора участка вдува в области разрежения потока. <...> Ключевые слова: профиль крыла, турбулентный пограничный слой, мелкоперфорированная секция, вдув, давление, профильное сопротивление. <...> Введение Анализ концепции развития крыловых профилей за последние десятилетия обнаруживает явную тенденцию, которая состоит в улучшении аэродинамических свойств крыла за счет расширения области разрежения на подветренной его стороне и увеличении давления на наветренной стороне. <...> Существует множество способов улучшения аэродинамических характеристик летательного аппарата (ЛА) [1, 2], однако всегда остро встает вопрос о цене такого улучшения. <...> Проблема осложняется тем, что при обтекании многих элементов ЛА, таких как фюзеляж самолета, корпус ракеты, а в некоторых случаях и крыло, пограничный слой в широком диапазоне чисел Рейнольдса находится в турбулентном состоянии. <...> Поэтому использование искусственных способов пассивного или активного управления турбулентными течениями, в частности путем вдува газа в пограничный слой <...>