Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639329)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Капнист

0   0
Первый авторТимофеев
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID6096
АннотацияОб авторе (Капнист Василий Васильевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Тимофеев, Л. Капнист : Статья / Л. Тимофеев .— : [Б.и.], 1931 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6096 (дата обращения: 21.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Тимофеев Л. <...> Р. в семье богатого украинского помещика, был в свое время губернским предводителем дворянства Киевской, а потом Полтавской губ. <...> Известен как автор комедии "Ябеда", поставленной в 1798 на сцене, но запрещенной после 4-го представления. <...> В ней он примыкает к тому сатирико-дидактическому направлению, к-рое было особенно характерным для дворянской лит-ры второй половины XVIII в. <...> Вышедшая в разгар репрессий Павла I, усиленно искоренявших "вольные мысли" (сам Капнист едва не был за нее отправлен в ссылку), "Ябеда" имела продолжительный успех. <...> Она была направлена против взяток и беспорядков, процветавших в судах, и очень резко на них нападала: тип судьи, про к-рого говорится, "Что и ошибкой он дел прямо не вершил, Что с кривды пошлиной карманы начинил, Что он законами лишь беззаконье удит"; самые судейские порядки, при к-рых любое дело, "как солнце будь, то будет, аки мрак": пьяные судьи, к-рые в комедии распевают песню: "Бери, большой тут нет науки, Бери, что только можно взять, На что ж привешены нам руки, Как не на то, чтоб брать, брать, брать", и фамилии персонажей (по обычной для XVIII в. манере выражавшие их основные качества: Кривосудов, Хапайко, Праволов) - все это давало очень яркую картину судейских нравов и по существу не окупалось нравоучением, заложенным в комедии: "Законы святы, да исполнители - лихие супостаты... <...> К этой же сатирической линии творчества К. примыкают и некоторые другие его произведения, в частности "Сатира первая и последняя", интересная своими язвительными нападками на современность и, между прочим, на лит-ые нравы. <...> В творчестве К. заметна реакция дворянства против самодержавного произвола, жертвами к-рого часто становились и представители поместной интеллигенции. <...> В таких напр. одах, как "Ода на рабство" (очень долго остававшейся ненапечатанной) или "Ода на истребление в России звания раба" (написанной им по поводу распоряжения Екатерины <...>
Капнист.pdf
Тимофеев Л. Капнист // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 5. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. - Стб. 99-101. http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-0992.htm КАПНИСТ Василий Васильевич, граф [1757-1824] - русский драматург. Р. в семье богатого украинского помещика, был в свое время губернским предводителем дворянства Киевской, а потом Полтавской губ. Известен как автор комедии "Ябеда", поставленной в 1798 на сцене, но запрещенной после 4-го представления. В ней он примыкает к тому сатирико-дидактическому направлению, к-рое было особенно характерным для дворянской лит-ры второй половины XVIII в. Вышедшая в разгар репрессий Павла I, усиленно искоренявших "вольные мысли" (сам Капнист едва не был за нее отправлен в ссылку), "Ябеда" имела продолжительный успех. Она была направлена против взяток и беспорядков, процветавших в судах, и очень резко на них нападала: тип судьи, про к-рого говорится, "Что и ошибкой он дел прямо не вершил, Что с кривды пошлиной карманы начинил, Что он законами лишь беззаконье удит"; самые судейские порядки, при к-рых любое дело, "как солнце будь, то будет, аки мрак": пьяные судьи, к-рые в комедии распевают песню: "Бери, большой тут нет науки, Бери, что только можно взять, На что ж привешены нам руки, Как не на то, чтоб брать, брать, брать", и фамилии персонажей (по обычной для XVIII в. манере выражавшие их основные качества: Кривосудов, Хапайко, Праволов) - все это давало очень яркую картину судейских нравов и по существу не окупалось нравоучением, заложенным в комедии: "Законы святы, да исполнители - лихие супостаты..." К этой же сатирической линии творчества К. примыкают и некоторые другие его произведения, в частности "Сатира первая и последняя", интересная своими язвительными нападками на современность и, между прочим, на лит-ые нравы. В творчестве К. заметна реакция дворянства против самодержавного произвола, жертвами к-рого часто становились и представители поместной интеллигенции. В таких напр. одах, как "Ода на рабство" (очень долго остававшейся ненапечатанной) или "Ода на истребление в России звания раба" (написанной им по поводу распоряжения Екатерины, чтобы русские обыватели в своих обращениях к верховной власти подписывались не рабами, а подданными), есть такое обращение к царям: "На то ль даны вам скиптр, порфира, Чтоб были вы бичами мира И ваших чад могли губить? Воззрите вы на те народы, Где рабство тяготит людей; Где нет любезные свободы И раздается звук цепей" и т. д. ("Ода на рабство"). В позднейших произведениях К. эти мотивы - в связи с усилением реакции - сходят на-нет, и он примыкает к сентиментализму (см.), малозначительным представителем которого и является в своих одах - нравоучительных, элегических, горацианских и анакреонтических. К. пользовался популярностью у современников, ценивших "глубокое душевное чувство и неизъяснимо прелестную унылость" в его лирике и "благородную любовь к добродетели и святую ненависть к пороку" - в сатире. Но уже Белинский в "Лит-ых мечтаниях" писал: "Теперь К. совершенно забыт... потому что едва заметные блестки таланта еще не могут спасти писателя от всепоглощающих волн Леты", и позднее: "К... злоупотреблял своей грустью и слезами, ибо грустил и плакал в одной и той же оде на нескольких страницах". Библиография: I. Сочин. Капниста наиболее полно (но без "Оды на рабство", не помещенной по цензурным условиям) изд. А. Смирдиным в его серии "Полное собр. сочин. русских авторов", СПБ.,
Стр.1