Тимофеев Л. <...> Р. в семье богатого
украинского помещика, был в свое время губернским предводителем дворянства Киевской, а потом
Полтавской губ. <...> Известен как автор комедии "Ябеда", поставленной в 1798 на сцене, но запрещенной
после 4-го представления. <...> В ней он примыкает к тому сатирико-дидактическому направлению, к-рое
было особенно характерным для дворянской лит-ры второй половины XVIII в. <...> Вышедшая в разгар
репрессий Павла I, усиленно искоренявших "вольные мысли" (сам Капнист едва не был за нее отправлен
в ссылку), "Ябеда" имела продолжительный успех. <...> Она была направлена против взяток и беспорядков,
процветавших в судах, и очень резко на них нападала: тип судьи, про к-рого говорится,
"Что и ошибкой он дел прямо не вершил,
Что с кривды пошлиной карманы начинил,
Что он законами лишь беззаконье удит";
самые судейские порядки, при к-рых любое дело, "как солнце будь, то будет, аки мрак": пьяные
судьи, к-рые в комедии распевают песню:
"Бери, большой тут нет науки,
Бери, что только можно взять,
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать",
и фамилии персонажей (по обычной для XVIII в. манере выражавшие их основные качества:
Кривосудов, Хапайко, Праволов) - все это давало очень яркую картину судейских нравов и по существу
не окупалось нравоучением, заложенным в комедии: "Законы святы, да исполнители - лихие
супостаты... <...> К этой же сатирической линии творчества К. примыкают и некоторые другие его произведения, в
частности "Сатира первая и последняя", интересная своими язвительными нападками на современность
и, между прочим, на лит-ые нравы. <...> В творчестве К. заметна реакция дворянства против самодержавного
произвола, жертвами к-рого часто становились и представители поместной интеллигенции. <...> В таких напр.
одах, как "Ода на рабство" (очень долго остававшейся ненапечатанной) или "Ода на истребление в
России звания раба" (написанной им по поводу распоряжения Екатерины <...>
Капнист.pdf
Тимофеев Л. Капнист // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 5. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. - Стб. 99-101.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-0992.htm
КАПНИСТ Василий Васильевич, граф [1757-1824] - русский драматург. Р. в семье богатого
украинского помещика, был в свое время губернским предводителем дворянства Киевской, а потом
Полтавской губ. Известен как автор комедии "Ябеда", поставленной в 1798 на сцене, но запрещенной
после 4-го представления. В ней он примыкает к тому сатирико-дидактическому направлению, к-рое
было особенно характерным для дворянской лит-ры второй половины XVIII в. Вышедшая в разгар
репрессий Павла I, усиленно искоренявших "вольные мысли" (сам Капнист едва не был за нее отправлен
в ссылку), "Ябеда" имела продолжительный успех. Она была направлена против взяток и беспорядков,
процветавших в судах, и очень резко на них нападала: тип судьи, про к-рого говорится,
"Что и ошибкой он дел прямо не вершил,
Что с кривды пошлиной карманы начинил,
Что он законами лишь беззаконье удит";
самые судейские порядки, при к-рых любое дело, "как солнце будь, то будет, аки мрак": пьяные
судьи, к-рые в комедии распевают песню:
"Бери, большой тут нет науки,
Бери, что только можно взять,
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать",
и фамилии персонажей (по обычной для XVIII в. манере выражавшие их основные качества:
Кривосудов, Хапайко, Праволов) - все это давало очень яркую картину судейских нравов и по существу
не окупалось нравоучением, заложенным в комедии: "Законы святы, да исполнители - лихие
супостаты..."
К этой же сатирической линии творчества К. примыкают и некоторые другие его произведения, в
частности "Сатира первая и последняя", интересная своими язвительными нападками на современность
и, между прочим, на лит-ые нравы. В творчестве К. заметна реакция дворянства против самодержавного
произвола, жертвами к-рого часто становились и представители поместной интеллигенции. В таких напр.
одах, как "Ода на рабство" (очень долго остававшейся ненапечатанной) или "Ода на истребление в
России звания раба" (написанной им по поводу распоряжения Екатерины, чтобы русские обыватели в
своих обращениях к верховной власти подписывались не рабами, а подданными), есть такое обращение к
царям:
"На то ль даны вам скиптр, порфира,
Чтоб были вы бичами мира
И ваших чад могли губить?
Воззрите вы на те народы,
Где рабство тяготит людей;
Где нет любезные свободы
И раздается звук цепей" и т. д.
("Ода на рабство").
В позднейших произведениях К. эти мотивы - в связи с усилением реакции - сходят на-нет, и он
примыкает к сентиментализму (см.), малозначительным представителем которого и является в своих
одах - нравоучительных, элегических, горацианских и анакреонтических. К. пользовался популярностью
у современников, ценивших "глубокое душевное чувство и неизъяснимо прелестную унылость" в его
лирике и "благородную любовь к добродетели и святую ненависть к пороку" - в сатире. Но уже
Белинский в "Лит-ых мечтаниях" писал: "Теперь К. совершенно забыт... потому что едва заметные
блестки таланта еще не могут спасти писателя от всепоглощающих волн Леты", и позднее: "К...
злоупотреблял своей грустью и слезами, ибо грустил и плакал в одной и той же оде на нескольких
страницах".
Библиография: I. Сочин. Капниста наиболее полно (но без "Оды на рабство", не помещенной по
цензурным условиям) изд. А. Смирдиным в его серии "Полное собр. сочин. русских авторов", СПБ.,
Стр.1