По литературным источникам и результатам полевых исследований определены и проанализированы принципы и правила выкладки фармацевтической продукции вообще и лечебнокосметических средств в частности. <...> Это правила цветной гаммы, чересполосицы, дублирования рядов, логичности, расположения товара по ценовым категориями, а также приемы: «выкладки-консультации», «готовые решения», «пакетной продажи», «декоративной» выкладки, «выкладки-напоминания». <...> Для этого в работе предложены направления усовершенствования существующего подхода за счет повышения информатизации выкладки. <...> Ключевые слова: выкладка фармацевтической продукции, принципы и правила выкладки лечебно-косметических средств. <...> 230 "Recipe", 2017, volume 20, № 2 Современная аптека ВВЕДЕНИЕ В настоящее время маркетологами разработан ряд инструментов продвижения товаров. <...> Одним из действенных инструментов является выкладка товара. <...> Выкладка товара осуществляется по определенным принципам и правилам [3–5]. <...> Эти принципы традиционно применяются и к выкладке фармацевтической продукции. <...> Из 30 приведенных в литературных источниках правил только относительно трех (правило ценников, правило корпоративного блока, правило приоритетного места) больше половины авторов пришло к согласию. <...> , при выкладке товара в аптеке необходимо применять правило чересполосицы, согласно которому товары с низкими ценами чередуются с товарами высокой стоимости [3]. <...> С целью выявления фактически применяемых правил (приемов) выкладки лечебно-косметических средств (ЛКС) в аптеках Украины были проведены исследования: в г. Харькове – аптечные сети «911», «Аптека оптовых цен», «Мега-аптека», «Мед-сервис», в г. Запорожье – аптечные сети «Аптека низких цен», «Народная аптека», «Живая вода», в г. Киеве – аптечные сети «Мирра», «911», «Аптека доброго дня». <...> ЛКС в исследуемых аптеках, как правило, расположены в отдельных стеллажах под рубрикой «Лечебная косметика», но встречаются случаи <...>