3.7 данного документа, для сооружений особо опасных и технически сложных экспериментальные исследования на моделях или натурных конструкциях производятся только в случаях, когда при проектировании используются неапробированные ранее конструктивные решения или для которых не существует надежных методов расчета. <...> Представьте себе, речь идет о ГТС, а именно конструкции мола откосного профиля, применяемого столетиями, что позволяет считать ее апробированной. <...> Надежность и безопасность этой конструкции определяются преимущественно гравитационными характеристиками элементов конструкции и обеспечиваются устойчивостью элемента определенной массы на откосе с заданной крутизной при действии расчетной волны. <...> Метод расчета таких сооружений известен, проверен практикой эксплуатации, а необходимый для этого методический аппарат систематизирован в действующих нормах в алгоритмах и методиках по проектированию подобных сооружений (надо сказать, что за десятилетия он практически не претерпел существенных изменений). <...> Сегодня отсутствуют неизученные вопросы по расчету ГТС данного вида, препятствующие их конструированию и применению в практике строительства. <...> Учитывая отсутствие самого предмета научного исследования в части взаимодействия волны с конструкцией ГТС данного вида, а также в силу изученности вопроса, нами при разработке проектной документации было принято решение не проводить каких-либо дополнительных НИР по изучению их методов расчета. <...> Однако есть норма — надежности и безопасности гидротехнического сооружения II класса путем проведения научно-исследовательских и экспериментальных работ. <...> Это стало очередной разборкой при экспертизе, по требованию которой мы провели эксперимент, но безопасность ГТС не изменилась! <...> Хотелось бы, чтобы нормы давали однозначный ответ, не позволяющий фантазировать. <...> Проектировщик — не научный работник, он должен применять нормы на практике, а если это <...>