/)CCO^-<UC L X ^ (^.ке^ и^іГ ,r
Русская колонизація въ Туркестанскомъ кра . <...> Видя ыапоръ мyoyльмaнcI^oй ииіитграціи, проиитанной; фанатической пропагандой съ с вера со отороны оренбургскихъ,
Русская колонизація вь Туркостанскомъ ісра . <...> . I
Русокая колонизація в ъ Туркеотанскомъ кра . <...>
Руоская колонизадія въ Туркестанскомъ кра . <...> 231 Собственно в ъ Туркестанскомъ кра , не включая сюда С мир ченской областп, посл Кауфмана осталось 28 русскихъ шхсолть, считая в ъ том/ь числ 2 гимназіи и 1 учит льскую с минарію. <...> Он н могли въ то время получить разр шенія какъ потому, что даж в ъ Семир ченской областп, колонизаціонная д ят льность в ъ которой началась ещ за 20 лЪтъ до учрелсденія Туркестанскагог н ралъ-губврнаторства, вопрост, объ устройств крестьянъ-п рес ленц в ъ былъ новъ и пр дставлялъ н маловалшыя трудностп к ъ своему разъясн вію, такъ и въ виду соверш ниаго незиакомства в ъ п рво время сыръ-дарьинекой админи-Ьс^ страціи съ хозяйственнымп условія&га областп. <...> . Если ужв в ъ Семир-Ьченской области свободное распоряж ніе землямп для вад ленія рус-
V
232
Русскій ВЗістникъ. скихъ п р с л нцевъ затрудн но было условіемъ необходпмой внимат льностк к ъ пнт р самъ коч ваго туз мнаго нас л нія, в ъ 1847 <...>
Русская_колонизация_в_Туркестанском_крае.pdf
Русская колонизація въ Туркестанскомъ кра .
Въ 1885 году военяо-уч ныыъ комит томъ главыаго штаба
изданъ проектъ отчета бывшаго турк станскаго генералъ-губерыатора
Кауфмана, по гралсдаыскому управленію и устройству
въ областяхъ этого геыералъ-губ рнаторства за вр мя оъ
7 ноября 1867 года по 25 марта 1881 года.
Въ предпсловіи къ этоыу іісторпческсшу докуліеыту сказано,
что „по случаю тяжкой бол знп генерала Кауфмана, отч тъ
остался н оконч ннымъ, но н которы отд лы были имъ прочитаны
и одобрены. Представляя прекрасыый матеріалъ для озыакомлеыія
съ адмпннстративыыігь устройствомъ края, отч тъ
этотъ да тъ очень ыного драгоп/Ьнныхъ св д ній".
Мы сов ршенно согласни съ этпмъ мн ні мъ военно-уч наго
комит та. Имя К. И. Кауфмана, какъ п рваго устроителя
края, пользуется заслу;кенЕіою извЪстыостыо. Если п былп д-Ьлаемы
какія-ыибудь крупныя ошибки, то он н изб жыы въ
д лЬ сов ршенно новолгь, безъ всякпх'ь предпіествовавшихъ
опытовъ іі указаыііг.
ГІрелсде всего поомотримъ, какпмп основыыми ітршгцішаміг
руководствовался г нералъ-губ рнаторъ въ управлеыіи краелъ,
тЬлько-что завоеваыныліъ, сь ыас леніемъ бол е, чЪмъ въ три
милліона, совершенно чуждымъ намъ п по пропсхожд нію, іг
по в-бр-Ь, и по языку,
- •-,
'.
Видя ыапоръ мyoyльмaнcI^oй ииіитграціи, проиитанной; фанатической
пропагандой съ с вера со отороны оренбургскихъ,
Стр.2
Русская колонизація вь Туркостанскомъ ісра .
227
'симбпрскихъ и кааанскихъ татаръ п съ юга со стороыы сартовскаго
насел нія и созеавая сво безсилі бороться съ этимъ
зломъ, разъЪдающимъ ст пно населені края п въ религіозяомъ
п въ ЭКОНОМИЧ СКОІІЪ отношеніп, гее ралъ Кауфмаиъ, въ
своемъ отчетЬ говоритъ, что „мусульманскія вліянія въ степи;
и: наииол
лселательныя отношенія къ ннм.г
ь со стороны русской
адм.пннстраціп могутъ быть разъясняемы н иначе, какъ
яа почвЪ общихъ принциповъ, долженствующихъ быть полоокеннымн
въ основаніе правительствеииой в-ь краЪ полптикп
ао отношеыію къ мусульманской религіп. Самъ нсв опъ личао
въ І^-ти-лЪтне свое управлеиі считалъ своимъ основиым.ъ
Егртанщшомъ выдержанное, посл довательно цгиорпроваш му-сульманства
съ его фанатическимп учрежденіями, усво нно въ
томъ убЬлсдевіи, что всякая пная система отношеиій государственной
власти к'ь мусульманской р лигіи оказалась бы зд сь
въ краЪ р шитвльно непрпгодаою".
Кто зна тъ сложный характер-ь и всю разностороннюю и
многообразиую д-бятельность К. П. Кауфмапа, тотъ л гко
догадается, что онъ н могъ забыть свсихъ ы удачъ въ сЪверозападномъ
краЪ по распространевію православія. Тамъ оиъ
•былъ ревностнымъ стороннпквмъ u іюкровит леііъ пропаганды.
Оыа велаоь не всегдаумЪлымъ иблагоразумнымъобразсшъразными
лпдамп. Эти д ятелц іногда вводила въ заблулсдеыі еще мало
искусившагося въ граждаыской адмиыистрацііі u знаніи людей и
лотому довЪрчиваго Кауфмааа и навлекали ыа него довольнотяжелыя
нареканія. ГІомня это, он-ь, повпдимому, вдалоя въ другую
крайыость п рЪшился сов ршенно игиорировать мусульманство,
ср ди котораго му пришлось д-Ьйствовать. Мнытельность свою
пр дъ этпмъ новымъ фактороііъ, ему
іц мало извЪстнымъ,
>онъ довелъ до того, что, ставя пнсп ктору народныхъ училпщъ
въ обязаниость посЪщать ые только русскія, ыо и муоульман«кія
школы, оыъ въ то ж вр іія далъ слов сно прііказані н
осм ливаться и заглядывать въ посл днія, чЪмъ неоомыЬнно
ослаблялъ бодрость своихъ иодчиненныхъ и на оборотъ поднимал-ь
духъ мусульманскихъ д-Ьят лей ц во всЬх-ь колвбалъ
уважені къ сво му авторптету.
Кауфманъ старался оправдывать себя сл-Ьдующимп соображеніяип.
„Принявъ въ основу своихъ взглядовъ и д-Ьйствій идею
вЪротерппмости, отличавшую ыздревл политику русоісаго государства
и укр-Тіппвшуюея особенно въ дарствовані Императора
Александра II , я въ то лс время считалъ своей обязанностыо
Стр.3