91 ВОСПИТ АНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБР А ЗОВАНИЕ еформальное образование Вклад неформального образования в развитие личности в наши дни не вызывает сомнений, но следует определиться со стратегиями его реализации на основе использования ресурсов существующей в настоящее время в системе образования нормативной базы. <...> Сегодня есть возможность обоснованно говорить о четырех возможных стратегиях развития неформального образования в образовательных организациях. <...> Неформальное образование согласно основным положениям Меморандума непрерывного образования Европейского союза — это образование «за пределами формальной образовательной системы, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках», «это индивидуальные занятия с репетитором или тренером, а также различные курсы, тренинги, короткие программы, потребность в которых возникает на любом этапе жизни человека», «это составная часть образовательного комплекса; программы и курсы, по завершении которых не возникает каких-либо правовых последствий, в частности права заниматься оплачиваемой деятельностью или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня»*. <...> Однако в законе «Об образовании Российской Федерации» ¹ 273-ФЗ* нет такого понятия, как «неформальное образование», это серьезно затрудняет нормативное закрепление процесса его развития в реальных условиях организации деятельности образовательных организаций. <...> В этой связи у руководителей возникают проблемы в оформлении устава образовательной организации, разработке локальных актов, программы развития, организации образовательного процесса в целом. <...> Мы будем говорить о четырех возможных стратегиях развития неформального образования в образовательных организациях. <...> Стратегия интеграции основного и дополнительного образования основывается на расширении культурно-образовательных ресурсов и возможностей образовательной организации <...>