1 8 8 8 . ц
БЕС-БДЫ 0 КАНОНИЧЕСКОМЪ ДОСТОИНСТВ ВЕІШиГО МОСШШГО СОБОРА І б б ^ ( И З Ъ Б Е С Ь Д Ъ МтШ Г - О Д Е І . <...> Бее да o еобор 1667 г. и объ изреченныхъ имъ клятвахъ, проиеходившая 11 ноября 1884 года. <...> Казанскій, чтеніемъ соборнаго свитка (по книг д яній Московскихъ соборовъ 1666 и 1 6 6 7 г.). <...> Прочитавъ въ ц льности соборный свитокъ или пред лъ освященнаго собора, миссіонеръ сказалъ: изъ самаго соборнаго д янія ясно усыатривается, что МОСКОВСЕІЙ соборъ 1 6 6 7 года им етъ т сную и неразрывную связь съ соборомъ 1 6 6 6 года и первый изъ нихъ служитъ завершеніемъ посл дняго. <...> Соборъ 1666 года, въ своихъ опред леніяхъ касался главнымъ образомъ т хъ семи пунктовъ, которые служили и до нын служатъ камнемъ претыканія для глаголемыхъ старообрядцевъ, имеено соборъ одобрилъ новоисправленныя книги, предписалъ читать 8 членъ С мвола в ры безъ прилога истиннаго, произеосить аллилуію трижды, употреблять на просфорахъ печать •съ изображеніеыъ четырехконечнаго креста, молиться троеперстно, благословлять иыенословно, молитву Іисусову въ общемъ богослуженіи произносить: Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ. <...> Т хъ же самыхъ пунктовъ касался и соборъ 1 6 6 7 года, и, постановилъ по онымъ такое же р шеніе, еще бол е усиливъ посл днее положеніемъ, такъ называемыхъ, соборныхъ клятвъ. <...> Но прежде ч мъ р шать намъ вопросъ о соборныхъ клятвахъ, нужно предварительво установить взглядъ на соборъ 1 6 6 7 <...>
Беседы_о_каноническом_достоинстве_Великого_Московского_собора_1667_года.pdf
У? m
'V
' TV—'tif-"f
•*I4
320
1Ш
Стр.1
St
3
ш
OO
•
a «%
O-E
I
ш ._...:
0 КАН НЖЧІСКОМЪ д етОИНСТВ
Ібб Т
JTOJXfl.
1L
IT
re
(из ъ БВС ДЪ МИССІОНВРОВЪ ГОР. ВОРОВСКА.)
ІІЗЙІІНШ оратствй ш\\. ПНФНПІЙ, Етвшг* ЧЦІТБ^Р^,
я І ^
• I
МОСКВА.
Л Тяпографія Э. Ливвнера и ГО. Ромаиа, Арбатъ, д. Платонова.
1888.
ц
Стр.2
БЕС-БДЫ
0 КАНОНИЧЕСКОМЪ ДОСТОИНСТВ
ВЕІШиГО МОСШШГО СОБОРА
Ібб ^
Г-ОДЕІ .
(ИЗ Ъ БЕСЬД Ъ МИССІОНБРОВЪ ГОР. ВОРОВСКА.~)
МтШ БРіІТШіі ПРВП. ПВФНПІЙІ, B4P«GDKiir« ЧЦ4ТВ«РЦЗ.
МОС KB А.
Типографія Э. Лисснера и Ю. Романа, Арбатъ, д. Платонова.
1888.
Стр.3
I.
Бее да o еобор 1667 г. и объ изреченныхъ имъ клятвахъ,
проиеходившая 11 ноября 1884 года.
Бес ду началъ миссіонеръ о. Казанскій, чтеніемъ соборнаго
свитка (по книг д яній Московскихъ соборовъ 1666 и 1667 г.).
Прочитавъ въ ц льности соборный свитокъ или пред лъ освященнаго
собора, миссіонеръ сказалъ: изъ самаго соборнаго д янія ясно
усыатривается, что МОСКОВСЕІЙ соборъ 1667 года им етъ т сную
и неразрывную связь съ соборомъ 1666 года и первый изъ нихъ
служитъ завершеніемъ посл дняго. Как,ъ тотъ, такъ и другой были
собраны по одному и тому же поводу — на непокорныхъ суесловцевъ,
противившихся принятію новоисправленныхъ богослужебныхъ
кеигъ, и съ одеою и тою же ц лію — положить пред лъ распространенію
и усиленію появившагося въ н драхъ русской церкви
многомятежнаго раскола. Соборъ 1666 года, въ своихъ опред леніяхъ
касался главнымъ образомъ т хъ семи пунктовъ, которые
служили и до нын служатъ камнемъ претыканія для глаголемыхъ
старообрядцевъ, имеено соборъ одобрилъ новоисправленныя книги,
предписалъ читать 8 членъ С мвола в ры безъ прилога истиннаго,
произеосить аллилуію трижды, употреблять на просфорахъ печать
•съ изображеніеыъ четырехконечнаго креста, молиться троеперстно,
благословлять иыенословно, молитву Іисусову въ общемъ богослуженіи
произносить: Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй
насъ. Т хъ же самыхъ пунктовъ касался и соборъ 1667 года, и,
постановилъ по онымъ такое же р шеніе, еще бол е усиливъ посл
днее положеніемъ, такъ называемыхъ, соборныхъ клятвъ. Но
прежде ч мъ р шать намъ вопросъ о соборныхъ клятвахъ, нужно
предварительво установить взглядъ на соборъ 1667 года и опред
лить, каковъ былъ этотъ соборъ, каковы его постановленія, и
зат мъ уже разематривать, на кого и за что положены соборныя
клятвы. На собор 1667 года, какъ было вычитано, присутствоі*
Стр.4
— 4 —
вали вс руссгсі архіереи со многими архимандритами п йгум нами,
прітсутствовалъ и благочестив йшій Государь Алекс й Михайловичъ
съ своимъ дарскимъ сингслитомъ; такимъ образомъ соборъ
этотъ былъ пом стпыиъ соборомъ вашей русской церкви. Этого ыало;
ва собор 1667 года, кром многихъ восточпыхъ греческихъ святителей,
присутствовалй свят йшіе востот
іиыв патріархи — Паисій
Александрійскій и Макарій Антіохійскій, им вші полномочіе и отъ
другихъ двухъ патріарховъ восточныхъ — Константинопольскаго и
Іерусалимскаго: сл довательно это былъ в ликій пом стный соборъ,
носивгаій характеръ собора вселенскаго, а ііотоиу постаиовленія егодолжпы
быть всец ло обязательвы для православныхъ христіанъ.
Правда и прежде восточны первосвятители пер дко принимали
участіе въ еоборныхъ постановленіяхъ русской церкви, какъ то:
Іеремія ва русскомъ собор объ учреждевіи патріаршества въ Россіи,
еофанъ при избраніи и возв деніи на патріаргаій россійскій престолъ
патріарха Фюіарета, но прибытіе ихъ въ Россію было случайное.
Патріархи: же Паисій и Макарій прибыли въ Москву по приглашенію
русскаго правительства и русской церкви и единственно были
приглашаемы на соборъ. И такъ Московскій соборъ 1667 года
есть соборъ великій, им етъ весомв нную важность и высокое каиовическое
достоинство.
Им я въ виду семь пунктовъ, узакопевныхъ соборомъ 1666 годаг
Московскій великій соборъ 1667 года въ своихъ опред лепіяхъ
касается не догматовъ, а обрядовъ, такъ какъ эти семь пунгстовъ
затрогиваготъ только вопросы обрядовые. Правда, великіи соборъ
запов далъ произносить 8 членъ С мвола в ры безъ прилога <истипнаго
>, во т мъ самымъ требовалъ и требуетъ веизм нно держаться
С мвола в рьт, составленнаго отцами 1 и 2 вселенскихъ соборовъ
и вм ст
съ другими вс ленскими соборами запов далъ и подтвердвлъ
важность, неприкосновенность РГ непреложность этого Сгмвола.
Сл довательно великій соборъ въ опред леніяхъ своихъ не прибавилъ
и не убавилъ ничего противъ догматовъ в ры, изложенвыхъ
въ слов Божіемъ, въ Сгмвол в ры, въ правилахъ святыхъ
вселевскихъ и пом стныхъ соборовъ.
Но д лая постановл нія по семи озиаченнымъ пунктамъ, Московскій
великій соборъ в новые предписывалъ и обряды, а возстаповилъ
древні . Правда, соборъ предписалъ къ употребл нію новоисправленныя
тшиги, во почему? Потому, что вашелъ овыя съ древними
Стр.5