ЖВАНЕЦКОГО КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛИТЕТА СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА АННОТАЦИЯ. <...> Проблема советского человека, который являет собой определенный социально-культурный и социальнопсихологический тип (homo soveticus), находится в перекрестье различных научных отраслей — лингвистики, культурологии, литературоведения, социальной психологии. <...> Понятие «соцяз» отличается от понятия «социалистический дискурс» культурологическими коннотациями, так как построено по модели известного термина «соц-арт». <...> Соцяз присущ в первую очередь художественным произведениям, некоторые из которых по прошествии времени проявляют свой «диагностический характер», позволяя раскрыть ментальные особенности советского человека. <...> Пропущенные ответные реплики легко восстанавливаются читателем/слушателем, так что монолог является фактически редуцированным диалогом. <...> В монологе раскрываются такие ментальные особенности советского человека, как ответственность и страх, в их гипертрофированной форме. <...> Серьезным аспектом смешного произведения является виктимизация обывателя и поддержка этого личностного самоощущения со стороны власти. <...> Скрытой движущей силой поступков героя является страх. <...> Изживание страха человеком и, как следствие, неосознаваемого им сценарного поведения — одна из ключевых проблем монолога Жванецкого. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: соцяз; советский менталитет; советский человек; монологи; сатира; литературное творчество, русские писатели; сценарное поведение. <...> В 2011 г. в Принстонском университете прошла конференция «Соцяз: языковые режимы при социализме». <...> Название конференции дало импульс к возникновению нового термина — «соцяз», который призван был «объединить все многообразие языковых режимов, появившихся в странах, прошедших через социалистический эксперимент» [Венявкин 2012: 371]. <...> Ассоциативно и по словообразовательной модели «соцяз» связан с устоявшимся искусствоведческим термином «соцарт», нагруженным определенными <...>