Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Политическая лингвистика  / №1 2017

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В СИСТЕМЕ РУССКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ 2016 Г.) (125,00 руб.)

0   0
Первый авторРуженцева
Страниц9
ID606906
АннотацияВ ракурсе отражения в политическом текст черт русского коммуникативного поведения в статье анализируются две предвыборные программы партий — «Яблоко» и ЛДПР. Автор сделал попытку приложить формализованную параметрическую модель русского коммуникативного поведения, разработанную Ю. Е. Прохоровым и И. А. Стерниным и включающую 12 факторов, к партийным программам с целью выявления в тексте коммуникативного подобия адресанта и адресата. В результате были сделаны следующие выводы: тематика в тексте программы ЛДПР шире, чем в программе «Яблока», контактность и неформальность общения в программе ЛДПР выше, чем в программе ЯБЛОКА; вежливость программы «Яблока» выше, чем программы ЛДПР; регулятивность значительно выше в программе ЛДПР (преобладают «жесткие» речевые действия, категорические утверждения), чем в программе «Яблока» (преобладают «более „мягкие“» речевые действия); конфликтность в программе ЛДПР значительно выше, чем в программе «Яблока» (круг «чужих» значительно шире). Ориентация на собеседника более выражена в программе ЛДПР, текст которой рассчитан на более широкий круг избирателей, чем текст программы «Яблока»; коммуникативный эталон свидетельствует о том, что программа «Яблока» написана в соответствии с нормами кодифицированной книжной речи, а программа ЛДПР отражает и более свободные нормы разговорной речи, которая легче для восприятия и понимания, чем книжная; коммуникативный самоконтроль ниже в программе ЛДПР, чем в программе «Яблока»; коммуникативная реакция у адресата программы ЛДПР должна быть значительно более эмоциональной, чем у адресата программы «Яблока»; объем общения в программе ЛДПР проявляется в более высокой, чем у «Яблока», степени диалогизации монолога; коммуникативная самоподача явно выражена в программах обеих партий, которые активно реализуют стратегию «отстройки от конкурента» Сказанное позволяет сделать вывод о том, что текст программы ЛДПР эффективнее «вписывается» в систему ведущих черт русского коммуникативного поведения, чем текст программы «Яблока». В свою очередь, речеповеденческое подобие, отражающее «похожесть»/«непохожесть» адресанта и адресата, в значительной степени формирует поведенческую модель электората, о чем и свидетельствуют результаты выборов 2016 года.
УДК811.161.1’27:811.161.1'42
Руженцева, Н.Б. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В СИСТЕМЕ РУССКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ 2016 Г.) / Н.Б. Руженцева // Политическая лингвистика .— 2017 .— №1 .— С. 60-68 .— URL: https://rucont.ru/efd/606906 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В ракурсе отражения в политическом текст черт русского коммуникативного поведения в статье анализируются две предвыборные программы партий — «Яблоко» и ЛДПР. <...> Автор сделал попытку приложить формализованную параметрическую модель русского коммуникативного поведения, разработанную Ю. Е. Прохоровым и И. А. Стерниным и включающую 12 факторов, к партийным программам с целью выявления в тексте коммуникативного подобия адресанта и адресата. <...> В результате были сделаны следующие выводы: тематика в тексте программы ЛДПР шире, чем в программе «Яблока», контактность и неформальность общения в программе ЛДПР выше, чем в программе ЯБЛОКА; вежливость программы «Яблока» выше, чем программы ЛДПР; регулятивность значительно выше в программе ЛДПР (преобладают «жесткие» речевые действия, категорические утверждения), чем в программе «Яблока» (преобладают «более „мягкие“» речевые действия); конфликтность в программе ЛДПР значительно выше, чем в программе «Яблока» (круг «чужих» значительно шире). <...> Ориентация на собеседника более выражена в программе ЛДПР, текст которой рассчитан на более широкий круг избирателей, чем текст программы «Яблока»; коммуникативный эталон свидетельствует о том, что программа «Яблока» написана в соответствии с нормами кодифицированной книжной речи, а программа ЛДПР отражает и более свободные нормы разговорной речи, которая легче для восприятия и понимания, чем книжная; коммуникативный самоконтроль ниже в программе ЛДПР, чем в программе «Яблока»; коммуникативная реакция у адресата программы ЛДПР должна быть значительно более эмоциональной, чем у адресата программы «Яблока»; объем общения в программе ЛДПР проявляется в более высокой, чем у «Яблока», степени диалогизации монолога; коммуникативная самоподача явно выражена в программах обеих партий, которые активно реализуют стратегию «отстройки от конкурента». <...> Сказанное позволяет сделать вывод о том, что текст программы <...>