ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX – СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА Ширшов Александр Васильевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Место работы: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва» shirshov.av@mail.ru Аннотация: Проблема указанной работы – русская религиозная традиция в специфике российской культуры и образования. <...> Религиозность как область научных исследований актуальна, поскольку определение специфики дефиниций данной проблемы до сих пор остается малоизученным. <...> В период «русского религиозного ренессанса», с учетом того, что он был сам по себе явлением вторичным относительно к эпохе новоевропейского гуманизма: английского позитивизма, французского рационализма и т. д., на первый план выдвигается идея «эмансипированной от традиционного призвания личности». <...> Сфера влияния традиций в российской культуре тогда начинает менять свои очертания, когда религия становится частью культуры, что в значительной степени определило и судьбы русской религиозной философии ХIХ – начала ХХ веков, и стало судьбоносным для многих сторон духовной жизни Российской империи. <...> Наиболее яркие творцы интеллектуальной жизни в Российской империи ХIХ – начала ХХ веков обращали внимание на проблемы судеб русской и российской духовности, рассматривали специфику национального вопроса в России. <...> Русские философы эпохи «серебряного века» определяли специфику русской духовности как стремление к крайним проявлениям в жизни общества, в поступках и мысли. <...> Современная гуманистическая философия образования предполагает построение новой концепции, которая обращена к сущности человека. <...> Эти две области имеют много общего: национальные особенности, пристальное внимание к нравственным вопросам, общие проблемы этики, интерес к человеку. <...> Традиция философского подхода к образованию складывалась в России на протяжении достаточно длительного исторического <...>