l/ f j #/ # $ Sf-Jr С 1 Ф ж МЙТРОПОЛЙТЪ ЛИТОВСКІЙ, КАКЪ ПОБОРНИКЪ РУССКИХЪ ИНТЕРЕСОВЪ БЪ С ВЕРО-ЗАПАДНОМЪ ЕРДЬ. <...> 11Ш1Ш11
ІОСИФЪ, МИТРОПОЛИТЪ ЛИТОВСКІЙ, КАКЪ ПОБОРНИКЪ РУССКИХЪ ИНТЕРЕСОВЪ ВЪ С ВЕРО-ЗАПАДНОМЪ КРА . <...> „Для одного челов ка довольно и того, что Богъ иомогъ ми сд лать для Россіи и церкви православной" Слова Митр. Іосифа. <...> S^ іазадъ тому л тъ шестьдесятъ с веро-западный край Россіи им лъ р шительно польскую окраску. <...> Православныхъ церквей въ кра вообще было мало, а въ Литовскихъ губерніяхъ ихъ почти не было. <...> Въ самой Вильн православные въ одно время могли молиться лишь въ т сной трапезной церкви Свято-Духовскаго мо
настыря. <...> Церквей уніатскихъ было довольно много, *) но боль
шинство ихъ было также невзрачно, какъ и церкви православныя. <...> Тогдашняя школа с веро-западнаго края была школой поль
ской и по языку, и по направленію; даже въ Б лорусскихъ губерніяхъ школа оставалась такой же. <...> „Въ город Вильн , около него и вообще во всей с веро-западной части Виленекой губерніи уніатовъ почти неим ется", говорить митрополитъ Іосифъ въ пер
вой записк до уніатскому д лу. <...>
4
ІОСИФЪ, ОТТРОПОЛИТЪ Литовскій. <...> Науки и словесность преподаются въ нихъ на польскомъ язык , русскому же учатъ весьма мало: для него назначенъ только одинъ день въ нед лю, и учащіеся также, какъ и въ духовныхъ школахъ, наклоняются къ полонизму. <...> Енязь Хованскій положительно заявляетъ, что природные б лоруссьі не только пожилыхъ л тъ, но и молодые, не смотря на давность присоединенія края, иитаютъ какое то равнодуші <...>
Иосиф,_митрополит_Литовский,_как_поборник_русских_интересов_в_Северо-Западном_крае.pdf
l/
Sf-Jr #/ # $
f j
ж
С 1 Ф
МЙТРОПОЛЙТЪ ЛИТОВСКІЙ,
КАКЪ ПОБОРНИКЪ РУССКИХЪ ИНТЕРЕСОВЪ
БЪ С ВЕРО-ЗАПАДНОМЪ ЕРДЬ.
I/
Іі Г^ .
Опьтцт изъ Вкленскаго Календаря т 1886 юдъ,
Типографія А. Г. Сыркша, Большая ул., собсхв. домъ, № 37.
1886
Стр.1
Дозволено цензурою» 14 Декабря 1885 года. Вильна.
11Ш1Ш11
Стр.2
ІОСИФЪ, МИТРОПОЛИТЪ ЛИТОВСКІЙ,
КАКЪ ПОБОРНИКЪ РУССКИХЪ ИНТЕРЕСОВЪ
ВЪ С ВЕРО-ЗАПАДНОМЪ КРА .
„Для одного челов ка довольно и того, что
Богъ иомогъ ми сд лать для Россіи и церкви
православной"
Слова Митр. Іосифа.
S^
іазадъ тому л тъ шестьдесятъ с веро-западный край
^
Россіи им лъ р шительно польскую окраску.
Православныхъ церквей въ кра вообще было мало,
а въ Литовскихъ губерніяхъ ихъ почти не было. Въ самой
Вильн православные въ одно время могли молиться
лишь въ т сной трапезной церкви Свято-Духовскаго монастыря.
Да если гд и существовали церкви, то это были зданія
маленькія, т сныя и очень часто неприглядныя,—скор е лачуги,
ч мъ церкви. Церквей уніатскихъ было довольно много, *) но большинство
ихъ было также невзрачно, какъ и церкви православныя.
За то гордо поднимались къ небу верхушки костеловъ и монастырей
римско-католическихъ, число которыхъ било очень велико.
Тогдашняя школа с веро-западнаго края была школой польской
и по языку, и по направленію; даже въ Б лорусскихъ губерніяхъ
школа оставалась такой же. Въ Б лоруссіи были два
рода школъ: правительственныя и содержимыя монашескими орденами.
По заявленію князя Хованскаго, бывшаго Витебскаго и
*) Однакожъ не въ Вильн и окрестностяхъ этого города. „Въ город
Вильн , около него и вообще во всей с веро-западной части Виленекой
губерніи уніатовъ почти неим ется", говорить митрополитъ Іосифъ въ первой
записк до уніатскому д лу.
Стр.3