А.И. Герцена Проблемы обеспечения доступности высшего образования: социальные и институциональные аспекты * Государственная политика в области высшего образования на современном этапе характеризуется использованием программно-целевых и проектных методов, которые способствуют активизации общественного участия в решении проблем подготовки кадров и развития вузов. <...> Как стержневой компонент государственно-политической и социально-экономической жизни, высшая школа должна быть направлена на решение приоритетных для страны задач: повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение социальной стабильности, развитие институтов гражданского общества, сохранение культурной целостности и общегражданской идентичности общества, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных специалистах. <...> Поэтому приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования считаются повышение уровня высшего образования, обеспечение его доступности и качества, создание условий для повышения роли общественных институтов в управлении образованием. <...> Высшее образование относится к категории доверительных благ, т.е. это услуга, качество которой ее получатели практически не в силах оценить даже после ее приобреСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 378 Российский государственный педагогический университет им. <...> Поэтому образовательные практики молодежи должны реконструировать социально-институциональную роль высшей школы в рамках российского рынка труда и устранить барьеры для доступа представителей разных групп населения к высшему образованию. <...> Таким образом, основным направлением развития сферы высшего образования является общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, а также публичная отчетность образовательных организаций. <...> Система государственно-общественного управления образованием предполагает обеспечение взаимодействия гражданского общества <...>