Шубарт пишет о том, что русская душа «мучительно страдает из-за возрастающего противоречия между врожденной гармоничностью и внешним напором дисгармоничной культуры». <...> Гармоническое мироощущение мира, наполненного страданиями, злом, несправедливостью становится все сложнее сохранять. <...> «Человеческая душа видит два пути спасения, – продолжает В. <...> – Она либо аскетически отстраняется от этого бренного мира, либо стремится создать вокруг себя врожденную гармонию и становится мессианской». <...> Одной из установок становится мессианство, посредством которого русская душа пытается преодолеть дисгармонию мира, противоречие между земным и небесным, сохранение в душе образа Христа © Киселев А.Ф., 2017 32 и стремления к Царству Божьему. <...> А это и есть основная черта мессианского человека». <...> Не результатом ли жажды более гармоничного мира стала революция 1917 года? <...> Шубарт видит в том, что «славянские народы стали мессианскими потому, что они пережили более кровавую и полную страданий историю по сравнению с другими нациями. <...> Русские пережили татарское иго, славяне на Балканах – бедствия от турок, поляки – раздел их государства, чехи – закат Великоморавской державы. <...> В чем причина? – задавали себе вопрос многие мыслители. <...> Отсюда, как писал Ф.М. Достоевский, русский народ испокон веков заражен жаждой страданий. <...> В христианском учении страдания имеют очистительный смысл. <...> Автор более 250 научных трудов В статье на основе реальной российской истории и идей видных мыслителей рассматривается русское мессианство как многомерное явление, рожденное христианскими духовными идеалами, стремлением преобразовать мир. <...> Делается вывод, что русское мессианство в корне отличается от мессианских грез европейцев, которые, воплощаясь в реальную политику, несут народам страдания и войны. <...> The article based on real Russian history and ideas of the prominent thinkers of the Russian messianism is seen as a multidimensional phenomenon, born of Christian spiritual needs and aspirations to transform the world. <...> The conclusion is that Russian messianism is fundamentally <...>