В ПОИСКАХ СМЫСЛА ГОСУДАРСТВА Николай Александрович Бердяев – мыслитель неординарный, порывистый, внесистемный. <...> Тем интереснее рассмотреть его осмысление многослойной идеи государства, в корне своей несущей противоречие между человеческим благом и властью необходимости. <...> Цель статьи – попытка реконструкции социальной мысли Н. А. Бердяева и дальнейшая ее систематизация. <...> Исходя из них, постараемся сформулировать отношение Бердяева к правде государства. <...> Ключевые мысли он воспроизводит во всех своих трудах, повторяя их как мантру. <...> В поисках смысла государства 123 Одного труда, тем более раннего и во многом тенденциозного, для такой масштабной темы не хватит. <...> Основные среди них – «Истоки русского коммунизма», «Философия свободы» и «Новое религиозное сознание и общественность». <...> Метафизика же Бердяева замечательна тем, что она способна быть конкретно выраженной в земных понятиях. <...> Так, из метафизики Бердяева напрямую вытекает его ви́дение государства как вечного, божественно оправданного смысла. <...> В поисках смысла государства 125 «Переход хаоса к космосу есть возникновение неравенства бытия в равенстве небытия», – пишет философ [Бердяев 2009]. <...> Что же происходит при переходе от хаоса к космосу? <...> Но раскрученная до предела свобода, потерявшая свою гармонию, выходит из Божественного и обращается хаосом. <...> Диалектика свободы как источника и блага, и раздора становится основополагающей для социальной философии Бердяева. <...> Она поддерживает стройность человеческой общины и этим прочно укрепилась в Божественном плане. <...> И именно в согласии с ней «оправдываются» мирские дела и категории, утверждаясь в Божественном плане. <...> Стоит заметить, что в социальных трудах Н. А. Бердяева правда принимает несколько обличий, в том числе возникает правда «историческая» и правда «личная». <...> Союз хаотики и гармонии свободы, невозможных друг без друга, позволяет человеку сомкнуть Божье и земное посредством творчества. <...> Обрамляет <...>