Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639871)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Виленский Свято-Троицкий монастырь (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЩербицкий Иосиф Васильевич
Издательствотип. Губ. правл.
Страниц193
ID60629
Щербицкий, И.В. Виленский Свято-Троицкий монастырь / Соч. О.В. Щербицкого; И.В. Щербицкий .— : тип. Губ. правл., 1885 .— 193 с. — URL: https://rucont.ru/efd/60629 (дата обращения: 24.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А* Ч ^ а , « 2007097046 Риленскій рвятсьУрощкій монастырь, Вил нскіи Св.-Троицкіж монастырь находится въ г. Вильн , на довольно возвышенной плоскости, которая въ монастырской хроник изв стна подъ ииенемъ Троицкой горы. <...> Во времена Ольгерда русское вліяніе ж уси хн православной в ры обнаружились въ Вильн съ такою си лою, что угрожали падені мъ язычеству. <...> Тюрьма двухъ братьевъ превра тилась въ м сто лропов ди; толпы стали собираться подъ ея окнами, привлекаемые удивлені тъ и сочувствіемъ къ страдальцамъ, и многі возвращались въ домы свои съ уб жденіемъ въ истин и ир восходств русской в рьт. <...> Пользуясь ігокровЕт льствомъ новой великой княгини, православные христіане, которыхъ въ это время въ Вильн было довольно значительное число, выпросили у Ольг рда взгорье, на которомъ пострадали Іоаннъ, Антоній и Евстаеій. <...> Во время иокоренія Вильны русскими вой сками царя Алекс я Михайловича мощи святыхъ мленскіхъ муч никовъ, но свид тельству уніатскаго писателя Кульчипскаго, были зарыты въ землю въ монастырскомъ ^. <...> Въ рто, в роятяо, " Бр м мощи ев. угодниковъ Б о жіихъ былі розысканы яравославными и тайно перенесены въ св.-Духовскую церковь и скрыты таиъ въ подъалтарноиъ скдвп . <...> Куда д валнсь эти мощи, Троицкі базиліан не знали еще и 1733 г. *). <...> Вблизи св.-Троицкой церкви, въ такъ называ момъ Остромъ конц города, была постро ена церковь св. <...> Съ теченшъ времени отъ ветхости св.-Троицкая церковь пришла въ упадокъ и наконецъ разрушилась. <...> Въ силу указа преемника Ягеллы Ка зимира ( 1 <...>
Виленский_Свято-Троицкий_монастырь.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Виленский_Свято-Троицкий_монастырь.pdf
uiimi-miiimii mmnm. ОО-ЧІКСЬІЕЖЕ 0. В. Щербицкаго. (Оттиск'ь изъ Дитовскихъ Епархіальныхъ В домост й). В И ИЬНА. Тгпографія Губернснаго Правлевія.
Стр.1
Дозволено цензурою. Іюня 22 дяя 1885 года, Ц нзоръ Протоі рей Детръ ЛевацкЫ. ^а, « Ч А* 2007097046
Стр.2
Вильн , на довольно возвышенной плоскости, которая въ монастырской хроник Риленскій рвятсьУрощкій монастырь, Вил нскіи Св.-Троицкіж монастырь находится въ г. изв стна подъ ииенемъ Троицкой горы. На этой гор , во времена язычества въ Литв , стоялъ дубъ, на которомъ в шалн осужд иныхъ пр стуішиковъ, М стность эта прославилась мученическою кончаною (1347 г.) трехъ угодниковъ Вожіяхъ Антонія, Іоашіа н Евста ія. Во времена Ольгерда русское вліяніе ж уси хн православной в ры обнаружились въ Вильн съ такою силою, что угрожали падені мъ язычеству. Самъ Ольгердъ, рожденный отъ русской матери, женатый на русской кнджн Маріи Ярославн витебской, настолько былъ расноложенъ къ православной в р , что дозволилъ супруг своей построить Пятницкую церковь. Литовскі язычники довольно спокойно смотр ли па появл ні христіанскаго храма. Недовольны были только одни жрецы языческіе5 уже начинавшіе опасаться полнаго паденія національнаго культа, т мъ бол е что» они зам чали въ самихъ Лжтовцахъ сильное движені въ пользу русской (православной) в ры. .Это недовольство достигло крайней степени, когда духовникъ великой княгини монахъ Яесторъ усп лъ обратить въ православную в ру двухъ знатныхъ литвиновъ, ириближенныхъ къ великому князю* Жрецы потребовали отъ князя при
Стр.3
_ 4 — м рнаго наказанія в роотстуішиковъ. Ольг рдъ очутился въ крайне затруднительномъ ііолож піи. Обязанный в ликокняж скимъ ирестолом'ь своему брату К йстуту, ревностному защитнику языческой религіи, еще но окр шиій на в ликоКНЯЖ СЕОМЪ іір«стол ; онъ не ыогъ не обратить вниманія на тр бованія приверж нцевъ народнаго культа. Уступая ихъ настояшямъ, онъ нришалъ, чтобы обращенные Несторомъ литвины, Кьч цъ и Нежило, въ православіи Іоаннъ и Антоній, были заключены въ темницу. Ц лый годъ оставались они въ заточеніи; ни уб жденія, ни угрозы не могли поколебать ихъ твердости. Тюрьма двухъ братьевъ превратилась въ м сто лропов ди; толпы стали собираться подъ ея окнами, привлекаемые удивлені тъ и сочувствіемъ къ страдальцамъ, и многі уб жденіемъ въ истин и ир восходств возвращались въ домы свои съ русской в рьт. Посл довали новыя обращенія въ нравошвяуш в ру. Испуганные жрецы просили князя, чтобы онъ защитилъ р лигію своихъ предковъ и показалъ строгій ирим ръ нротивъ ея постоянно умножающихся отступниковъ. Не желая доводить до крайняго раздраженія жрецовъ и нрив рж нцевъ язычества, Ольгердъ р шился отдать въ ихъ руки своихъ пр жнихъ любимцевъ. Новыя усилія жрецовъ обратить братьевъ къ в р предковъ, усилія, сопровождавшіяся страшными истязаніями, остались напрасными; тогда непоколебимые испов дники в ры Христовой приговорены были къ позорной казни, какой подвергали тяжкихъ преступниковъ. Т ла Іоанна и Антонія были пов ш ны на м ст общей казни преступниковъ, на взгорь , находившемся на конц города. Чрезъ н сколько м сяцевъ на томъ же самомъ м ст пострадалъ ихъ родств нникъ, также принявшій христіанство подъ именемъ Евста ія и обвиненный, кром того, въ совращ ніи въ „ русскую в ру* литвиновъ. Евста ій бьтлъ погребенъ
Стр.4
— 5 — христіанами тамъ, гд уже покоились т ла его родствеаНИЕОВ*,—у „святаго Николы* ')• За годъ до страдальческой кончины Іоанна, Аатонія и Евста ія умерла (1346 г.) иервая жена Ольгерда Марія Ярославна. Смерть ея много помогла оживл вію надеждъ языческой нартіи й я временному торжеству при двор велмокияжескомъ. Но ато торжество продолжалось не долго. Вь 1349 г. Ольгердъ женился на добери Тв рскаго князя Александра Михайловича Ульян . Дворъ великой княгини сд лаші вновь средоточіемъ и опорою иравославія. Пользуясь ігокровЕт льствомъ новой великой княгини, православные христіане, которыхъ въ это время въ Вильн было довольно значительное число, выпросили у Ольг рда взгорье, на которомъ пострадали Іоаннъ, Антоній и Евстаеій. Ольг рдъ охотно исіюлнилъ просьбу христіанъ, такъ какъ язычники, считая эту м - стность оскверненною христіансшо кровію, не хот ли зд сь селиться. Съ этого времени христіане стали собираться на эту, гору для молитвы. При сод йствіи великой княгини зд сь была построена д ревяшш церковь во имя св. Троицы, ирестолъ которой, по преданно, былъ устроенъ тамъ, гд стоялъ дубъ, на которомъ пострадали за исшж дані св. Троицы, Троиц равночисленные виленскіе мученики. Въ эту церковь были перенесены и нетл няыя т ла страстотерпцевъ, признанныхъ святыми при митрополит Кі вскомъ Ал ксі . Во время иокоренія Вильны русскими войсками царя Алекс я Михайловича мощи святыхъ мленскіхъ муч никовъ, но свид тельству уніатскаго писателя Кульчипскаго, были зарыты въ землю въ монастырскомъ ^.Церковь св. Николая (перенесенія его мощей), одна пнъ древн йшихъ церквей въ Бальн , основанная еще прп Гедимин (1315—134:0). Памятники Русской старины въ Зад, губ., БатювшЕоа ? , стр. 85,
Стр.5